Не умом единым
Пять шагов к хорошей учёбе
Учителя прекрасно знают — успешная учёба зависит не только от интеллекта ребёнка. Каждый из нас сталкивался с умными троечниками и посредственными отличниками. Увы, природный ум ребёнка не гарантирует блестящих знаний и прекрасных оценок. А что гарантирует?
И есть ли они вообще, эти гарантии? И какие шаги можно предпринять для того, чтобы помочь ребёнку учиться успешно и чувствовать себя в школе комфортно?
Шаг первый. Реклама — двигатель учёбы
Первоклашки, как правило, идут в школу с желанием. Ну, или хотя бы без отвращения. Большинству родителей хватает предусмотрительности задолго до дня икс, в смысле, до первого сентября первого учебного года их чада, провести рекламную кампанию под условным лозунгом «Какое счастье быть школьником!» Что при этом родители думают и о чём вспоминают, остаётся только догадываться. Такой родительский подход иначе как мудрым не назовёшь.
Грамотная реклама в нашем деле — половина успеха. Понятно, что скоро дети разберутся, что к чему, и у многих энтузиазма поубавится. Но не у всех и не до конца. Поэтому не пускайте дело на самотёк — рекламируйте школу, это избавит вас от многих проблем.
И ни в коем случае не делайте, как один мой знакомый. Когда речь заходила о том, что его дети скоро пойдут учиться, он, сам будучи прекрасно образованным человеком, так явно огорчался, что его сыновья невольно заражались не энтузиазмом, а унынием. Причём делал он это не из нелюбви к школе (сам всегда учился хорошо и с удовольствием), а из желания подольше видеть детей малышами. Но, какой бы понятной и даже трогательной ни была мотивация, так делать нельзя. И точка.
Если ваш ребёнок уже учится в школе, а рекламную кампанию вы как-то упустили из виду, то никогда не поздно начать проводить её. Проявляйте искренний интерес к школьной жизни, находите в ней плюсы, о которых обязательно рассказывайте ребёнку (ух ты, у вас есть музей, а у нас не было). Пусть он гордится своей школой, принадлёжностью к ней и своим статусом ученика.
Шаг второй. Напрасные слова
Если бы только родители полностью осознавали, как внимательно слушают их иногда (как правило, в самый неподходящий момент) дети и какой неизгладимый отпечаток нередко оставляют неосторожные высказывания, то наверняка были бы осмотрительнее в своих словах.
Мне порой приходилось слышать от учеников и студентов нелестное мнение о других учителях и преподавателях. Поскольку отношения с моими детьми у нас всегда были очень доверительные, то, как правило, ребята многое мне рассказывали. И из наших бесед я вынесла, в том числе, и множество неопровержимых доказательств значимости для ребят родительских оценок. Они и не скрывали, что их отношение к учителю во многом результат не только и не столько неудавшегося общения с наставником, сколько плод не к месту услышанной характеристики, которую папа или мама (а то и хором) дали педагогу.
Поэтому одно из правил мудрых родителей должно звучать как перефраз известных слов: об учителе, как о мёртвом, либо хорошо, либо ничего. Ну, во всяком случае, в присутствии детей.
Хочется обсудить преподавателя — делайте это как можно дальше от ребячьих ушей. Закрытые двери или кажущийся крепким сон ваших школьников — вовсе не гарантия того, что чада не услышат. Ещё как услышат, намотают на ус и примут к сведению.
Кто-то может не согласиться со мной. Мол, у нас с детьми доверительные отношения. Да и вообще, пусть знает правду, нам от них нечего скрывать. Как мама, я могу понять эту позицию. Но как учитель и, опять же как мама, принять её не могу. И вот почему.
Как бы объективны вы ни были, каким бы плохим на самом деле ни являлся учитель, ребёнок должен относиться к преподавателю с уважением. Это, в первую очередь, важно для комфорта самих же детей. В школе они проводят немало времени, и им необходимо знать, что рядом человек, которого ценят и уважают самые дорогие люди — родители.
Часто первое мнение о человеке может оказаться ошибочным.
Юная девочка-учительница (ну вот, дали какую-то пигалицу, она сама только что школу закончила!) станет детям другом, а её ошибки, которые она, конечно, будет допускать, куда ж без этого, с лихвой компенсируются любовью к ребятам, искренним участием в их жизнях и горячим желанием помогать им во всём. Пожилой учитель (ну вот, только старой развалины нам не хватало, станет теперь болеть, не переставая) окажется потрясающим рассказчиком, которого дети будут обожать.
Успеваемость ребёнка, его желание и готовность (!) учиться зависят, в том числе, и от его отношения к учителю. Будь учитель, неуважительные высказывания о котором позволяют себе родители, хоть трижды профессионалом, а ваш ребёнок хоть четырежды отличником, интерес к предмету неминуемо угаснет, если нет уважения.
Вспомните себя в школе. Чаще всего мы любили те предметы, какие вели те учителя, которые нам нравились. Я хорошо помню, как в моём очень среднем классе в довольно слабой школе на окраине Москвы, эта взаимосвязь была несомненна. Дали нам хорошего учителя по русскому языку — и мы дружно полюбили предмет, забрали — тут же не менее дружно разлюбили, досталась прекрасная учительница по биологии — вскоре мы всем классом с удовольствием решали задачки по генетике.
Наши дети такие же. Чтобы хорошо учиться, им необходимо уважать своего учителя. А в формировании этого уважения мы, родители, можем и должны помочь. Не нравится вам педагог, попробуйте найти в нём привлекательные для вас стороны, не нашли — хотя бы молчите, как партизан на допросе.
Каждое плохое слово об учителе в присутствии ребёнка — это гвоздь в гроб вашей прекрасной мечты о чаде-отличнике.
Вы хотите своим детям добра, вы желаете, чтобы они хорошо учились? Постарайтесь не критиковать тех, кто его учит.
Шаг третий. Право на ошибку
На одном из родительских собраний я услышала фразу, потрясшую меня до глубины души. Моя коллега сказала родителям примерно следующее: «Если я ошиблась, и вы увидели это, то ребёнку всё равно скажите, что я права». И вот с этими словами ну никак не могу согласиться.
Конечно, учитель тоже человек и, безусловно, имеет право на ошибку. Но путать детей, подтверждать ошибочные сведения ради сохранения репутации учителя ни в коем случае нельзя, даже если вы педагога искренне уважаете и очень цените. Заметили неточность или искажение фактов — поговорите с ребёнком. Постарайтесь спокойно объяснить, что людям свойственно иногда ошибаться, что и вы сами на своей работе тоже не всегда бываете правы (ведь это так?), предложите уточнить у учителя написание слова или способ решения задачи, например, подскажите, как правильно построить разговор с преподавателем (не обвиняя, не выдвигая претензий).
Нормальный учитель — а их среди нас всё-таки большинство — признает свою ошибку и даже оценит внимательность ученика или его умение свободно мыслить. Хотите, чтобы ребёнок был успешен, учите его не бояться учителя, а уважать (а это значит, и признавать право на ошибку), не впадать в ступор при виде исправления правильного ответа на неправильный, а уметь доказывать свою правоту.
Ну, а дорогим коллегам, особенно работающим недавно, хочу рассказать ещё одну небольшую историю. Когда я только пришла работать в школу, один замечательный учитель сказал мне: «Запомни, не стыдно ошибиться, не стыдно сказать, что не знаешь чего-то, не стыдно в присутствии учеников посмотреть в справочной литературе. Стыдно врать и настаивать на том, что прав, лишь бы не признаться в ошибке. Ошибку дети простят. Враньё — никогда».
Мне кажется, что эти слова вполне могут быть одним из девизов учителей. Во всяком случае, моим они являются и по сей день.
Шаг четвёртый. Здоровый эгоизм
Дети, особенно маленькие, часто стараются учиться отлично, чтобы порадовать родителей, понравиться учительнице, получить хорошую оценку. Однако психологи и учителя считают такую мотивацию в корне неверной. Родители обязательно должны помогать специалистам формировать у детей осознанное отношение к учёбе, если хотите, этакий здоровый эгоизм. Дети должны знать и понимать:
* школа — это подготовка к взрослой жизни,
* знания нужны не родителям и не учителям, а самим ребятам,
* цель образования — не аттестат и поступление в вуз, а знания.
Объясняйте детям, что плохие оценки — это не выражение отношения к ним, а только информация к размышлению, сигнал о недостаточных знаниях или усилиях в той или иной области. А себе постоянно напоминайте, что среди успешных людей троечников тоже хватает. Но эта информация, конечно, не для детских ушей.
Шаг пятый. Трезвый расчёт
Как же нам, родителям, хочется, чтобы дети были успешнее нас! Настолько, что мы нередко как-то забываем поинтересоваться, а о чём же, собственно, мечтают сами дети, и начинаем запихивать в них свои собственные мечты.
Даже если дочка — копия мамы внешне, во всём остальном она совершенно другой человек. Поэтому как учитель советую трезво оценивать своих детей. Если у вас всегда была пятёрка по математике, вовсе не значит, что ребёнок унаследовал ваши способности. Присмотритесь, а что же лучше всего получается именно у него. Не можете понять сами, обратитесь к учителям и/или психологам. И развивайте его в этом направлении, не ругая (ох, сейчас скажу крамолу!) за тройки по другим предметам, а не вымучивайте никому, кроме нашего родительского самолюбия, ненужные пятёрки по всем дисциплинам.
Сколько раз я убеждала родителей отстать от ребёнка и дать ему заниматься только любимой химией (физикой, географией и т.д. — нужное подчеркнуть). И как мало пап и мам были готовы к этому. Но как многие, всё же подумав и прислушавшись, согласились. И они не пожалели об этом. Потому что (вот парадокс!), перестав испытывать постоянное давление и оценив шаг навстречу, который сделали родители, многие (хотя и, не буду врать, не все, конечно) ребята начинали лучше учиться и по остальным предметам.
Вот и все пять шагов. Они могут показаться чересчур простыми, но, тем не менее, они действенны. В этом я не раз убеждалась за годы работы с детьми. Мы можем использовать какие угодно развивающие или долженствующие улучшить успеваемость методики, но если забывать про эти шаги, то успешная учёба, скорее всего, так и останется несбыточной мечтой.
Ну, и напоследок ещё одна совершенно реальная история об отличнице.
Была у меня ученица, чудесная, славная девочка. Её мама когда-то мечтала учиться в знаменитой «Бауманке». Но не вышло. И жизнь, вроде бы, удалась: семья, дети, успешная карьера. А вот нереализованная мечта просто отравляла её существование. И тогда она решила внушить свою мечту дочери. Всё бы хорошо, но девочка была не так чтобы очень умна. Поэтому на семейном совете решили буквально с первого класса нанимать репетиторов, чтобы уж точно добиться исполнения маминой мечты. Сказано — сделано. Ребёнок старательно учился все одиннадцать лет. Это был тот самый классический случай, про который грубовато, но очень точно шутят: что не примет через голову, то примет через… э-э-э… в общем, через то место, на котором сидят. Вот и девочка эта все знания старательно вобрала в себя (вы бы знали, каких огромных трудов ей это стоило!) и в «Бауманку» поступила. Но на первом курсе выскочила замуж за однокурсника, родила подряд четверых детей и об учёбе раз и навсегда забыла.
С тех пор прошло много лет. У моей ученицы счастливая семья и замечательные дети, а она сама о большем и не мечтает. И детей в «прекрасное далёко» не тянет. Мы с ней общаемся время от времени, и всякий раз я думаю, а нужно ли было так мучить ребёнка? Хотя фаталисты мне, пожалуй, ответят, что, не поступив в «Бауманку», моя ученица не встретила бы своего будущего мужа. Что ж, пожалуй, что и так… Хотя… А как же не менее фаталистическое утверждение «судьба и за печкой найдёт»?