Мир растений

Педагогический проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста природоохранной культуры


Елена Александровна Рощина, педагог МАДОУ «Страна чудес» д/с №13 «Золотой ключик», г. Новоуральск, Свердловская область


Актуальность и роль экологического образования

Сегодня много говорится и пишется о том, что наша экология переживает трудное время. Все больше и больше страдает природа из-за необдуманной деятельности человека: вырубаются леса, загрязняются водоемы, гибнут и исчезают с лица земли растения и животные! Из года в год ситуация только усугубляется.

Что делать? Как сохранить природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ? Понятно, нам никто не поможет, пока мы сами этого не захотим. Хочется призвать всех: «Люди, помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровым, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».

Известно, какое отношение видит ребенок со стороны взрослых к окружающей среде, так и он учится относиться к ней. Поэтому очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе. Давайте учить наших юных граждан любить естественную среду – этот могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления.

Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает их внимание сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть и даже попробовать на вкус.

Поэтому целью экологического образования в ДОО должно стать: формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Значительный интерес в дошкольном образовании представляет проектная деятельность. Обычно в основе каждого проекта лежит какая-либо проблемная ситуация, сущность которой состоит в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности воспитанников.

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОО носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и родители. Причём родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить и свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и главное – успехов своего ребёнка.

Коллектив детского сада №13 «Золотой ключик» внедряет проектную экологическую деятельность в работу с воспитанниками. Данная технология используется и в нашей группе «Веснушка». На примере одного из проектов мы предлагаем проследить последовательность и результативность данной формы работы.

В старшей группе при работе над темой недели «Живая планета» воспитанники начали активно интересоваться, почему растения живые и чем они полезны для человека. Это и послужило стимулом для нашей дальнейшей работы над этой темой.

Следующим шагом стало сюжетное планирование по данному вопросу, где были учтены все виды детской деятельности: игровая, познавательная, художественно-речевая, социально-коммуникативная, физическое развитие. Мы продумали также пополнение развивающей предметно-пространственной среды по данной теме, которая являлась своеобразным фоном к поисковой деятельности, развивала у детей любознательность, активность.

Провели родительскую встречу, одним из вопросов на которой было «Развитие экологической инициативы у детей». Родители с нескрываемым интересом откликнулись на предложение собрать больше информации о растениях нашего города, что, впоследствии, и вылилось в нашу совместную групповую книгу «Мир растений». Наш проект носит информационный и практико-ориентированный характер.

Проект «Мир растений»

Цель: формирование экологической культуры и духовно-нравственных ценностей у старших дошкольников.

 Задачи:
— обеспечить развитие интереса детей к миру растений, любознательность и познавательный мотив;
— создать благоприятные условия для этого и для становления экологического сознания;
— развивать воображение и творческую активность;
— расширять представления детей о природе;
— обогатить нравственный опыт, воспитание любви к окружающей среде; к своей Родине.
 
Прогнозируемый результат:

  1. Повышение уровня экологических знаний у детей.
  2. Создание на территории детского сада №13 «Золотой ключик» экологически благоприятной среды.
  3. Развитие наблюдательности, любознательности у детей.
  4. Использование творческих идей при проектировании детско-родительского проекта. Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Наша работа по экологическому образованию в форме проектов принесла видимые и значимые результаты. Выходя на улицу, дети стали задумываться, чтобы не растоптать муравейник или цветок; стали экономно расходовать воду и электроэнергию и объяснять это другим; поддерживали и не обижали своих пернатых друзей – птиц; ухаживали за растениями на участке и прочее.
Ребята совместно с родителями принимали активное участие во всех мероприятиях по экологическому образованию в ДОО и городе, получали массу удовольствия от проделанной работы, понимали и осознавали ее значимость для окружающей среды.
Участие в подобных проектах помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Паспорт педагогического проекта

Образовательная область Познавательное развитие
Тип проекта Познавательный
Название проекта Мир растений
Задачи
  • Развивать интерес у детей, любознательность и познавательную инициативу, расширять формы практического экспериментирования.
  • Формировать первичные представления о себе, об объектах окружающего мира.
  • Побуждать детей к составлению высказываний из личного опыта, развивать активный словарь детей.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
  • Обеспечить взаимодействие педагогического, родительского и детского сообщества на основе активного включения в совместную, проектную деятельность
Сроки реализации 3 года
Участники Дети, педагоги и родители, общественность
Форма презентации Совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников старшей группы

«Я знаю, что…»
* жилки на листочках – это сосуды, проводящие воду и сладкие соки у растений;
* сами листики бывают большими и маленьким, но всегда плоские, чтобы ветер не смог их оборвать с веточки;
* листовые пластинки улавливают солнечный свет, это помогает растению образовывать питательное вещество.


Проводили опыты с растениями
Если накрыть прозрачным стаканом растение, вскоре можно увидеть капельки влаги на стенках стакана, что говорит о том, что растение дышит, а значит – живое!

Полочка красоты
Родители в конце недели принесли из сада красивые цветы для составления букетов, которые украсили нашу «Полочку красоты».


 

Маленькие лекари
*Роза — помогает снять нервное напряжение, победить метеочувствительность, улучшает состояние при мигрени: 3 столовые ложки лепестков залить чашкой горячей кипяченой воды, дать настояться 8 минут. Выпить ароматный теплый напиток небольшими глотками, и ваше самочувствие улучшится.
*Василек – настоящая находка для народного целителя. Примочки из настоя василька помогут при красных, усталых глазах: 1 чайную ложку лепестков заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, намочить ватные тампоны и наложить на глаза на 10 минут.

 
Мастера живописи
Мы рисовали картины с цветами, даже мелками на асфальте, получилось очень красиво!


 
Сами выращивали цветы для украшения участка

Играли в «цветочные» игры. Угадывали растения по запаху

Все вместе ухаживали за растениями на участке: мальчики приносили воду и подметали, девочки – рыхлили землю и поливали. Участвовали в муниципальных экологических конкурсах. Без грамот и дипломов не остался никто! Искали родину растений на карте мира и отмечали фишками.

Примечание: все фотоматериалы предоставлены с согласия родителей (законных представителей) детей.