Своя игра
Сценарий мероприятия по типу телевизионной игры, рассчитанного на учащихся 3-4 классов
Шпакович Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов СЦ «Наш островок», г.Чехов, Московская область
Цель: формировать интерес к экологии как науке.
Задачи:
— обогащение знаний по теме «Экология»;
— развитие чувства сотоварищества, взаимопомощи;
— воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ресурсное обеспечение: проектор, разрезанная картинка «Красная книга», ручки, листы бумаги, призы, игровое поле.
Ход мероприятия:
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем доме. А что подразумевается под словом «Наш дом»?
Ведущий 2: Конечно, каждый вкладывает в понятие «наш дом» что-то свое. В узком понимание дом – это жилище. В широком – наша планета Земля.
Ведущий 1: В настоящее время все чаще приходится говорить о нашем доме. При этом в содержании разговора мы не восславляем планету, а, наоборот, призываем ей помочь. «Оглянитесь! Природа плачет! Природа в опасности! А всему виной — неразумная деятельность человека».
Ведущий 2: К счастью, люди начинают это осознавать и поэтому все чаще затрагивают тему «Экология».
Эколо́гия (экос — обиталище, дом и логос — учение) — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».
Ведущий 1: Исходя из дословного перевода «экология» — это наука о доме. А что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? Вижу, что вы знаете, как помочь природе на планете Земля. А нужно ли природу изучать? Верно, для того чтобы вместе жить и взаимодействовать, нам нужно хорошо изучить нашу планету, всех её обитателей, ведь это не только наш дом, но и их дом тоже. Насколько вы знакомы с природой, мы сейчас и проверим.
Ведущий 2: В сегодняшнем мероприятии приминают участие 2 команды. И прежде чем команды ознакомятся с правилами, им необходимо придумать названия для своих команд и выбрать капитана, который будет определять, кому из членов команды отвечать на данный вопрос.
1 минута на подготовку названия.
Ведущий 1: Время истекло. Слово 1-й команде…. 2-й команде.
Ведущий 2: Настало время познакомиться с правилами игры. Перед командами игровое поле с 4 темами. Напротив каждой темы прописаны баллы — это стоимость вопросов. Команды по очереди выбирают темы и вопрос, обращая внимание на баллы, которые за него даются. При правильном ответе командам зачисляются баллы. Время обсуждения — 1 минута.
Ведущий 1: Судить команды будет независимое жюри. (представление)
А сейчас внимание на игровое поле.
Дикие, но безопасные | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Цветы жизни | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
По страницам красной книги | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
Спасем планету вместе | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 |
I. Дикие, но безопасные
Вопросы:
1. Главная «достопримечательность» Приокско-Террасного заповедника. (Зубр)
2. Назовите животное. (Амурский (уссурийский) тигр)
Обитает на горных склонах с широколиственными и хвойными лесами. Климат этих районов России суров. В зимний период температура может достигать отметки до -40°С, а в летний — +35°С. Благодаря толстому слою подкожного жира в 5 мм уссурийский тигр комфортно себя чувствует в этих условиях.
3. Ирбис (снежный барс)
Это единственный крупный представитель семейства кошачьих, который забрался так высоко в горы. Ирбис занесен в Красную книгу России. Ареал обитания снежного барса – горные районы Центральной Азии. Из-за проживания в труднодоступном месте ирбисы до сих пор сохранили свой немногочисленный вид.
4. Отгадай загадку
В степи котенок проживает,
Пушистый, злой, мышей съедает.
На нас недобро он взглянул
Зовут зверька того …. (манул)
5. Перед вами изображение пятнистого оленя.
В начале прошлого столетия люди вели активную охоту на этого млекопитающего. Ради чего? Его убивали ради вкусного мяса, оригинальной кожи, но особенно из-за молодых бархатистых рогов (пантов), на основе которых делали чудодейственные снадобья. В настоящее время пятнистый олень занесен в Красную книгу России.
А вы знаете как «разговаривает» олень? Например: голубь… (воркует); глухарь (токует); утка… (крякает); – филин… (ухает), а олень… (хоркает)
II. Цветы жизни
1. Узнай растение по описанию.
Одно из самых известных лекарственных растений. Растет на полях, огородах, около жилищ, на обочинах дорог. Применяется при воспалении полости рта и горла, при расстройствах желудка. Внешний вид напоминает солнце. (Ромашка)
2. Узнай растение, изображенное на картинке. (Лотос орехоносный)
3. Какому растению посвящена легенда?
По одной из легенд, влюблённые Венера (богиня любви) и Адонис (бог красоты) спрятались во время дождя в кроне дерева, а золотой башмачок соскользнул с ножки богини прямо на дорогу, по которой проходил мимо охотник. Обрадованный драгоценной находкой, человек протянул руку к башмаку, но тот мгновенно превратился в прекрасный цветок. (Венерин башмачок)
4. Отгадай загадку
Колокольчики в лесу
Белые, как вата,
В мае я цветок найду
И в ладони принесу…(Ландыш)
5. За минуту придумать знак, который бы призывал к сбору цветов в разумных количествах.
III. По страницам Красной книги
1. Документ, содержащий сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, на основании которых проводятся меры, направленные на их охрану, воспроизводство и рациональное использование. (Красная книга)
2. Собери мозаику.
3. Как называются специальные территории, созданные для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных? (Заповедники, заказники, национальные парки)
4. Какого цвета страницы в Красной книге?
5. Что показывает желтый цвет страниц Красной книги? (На желтых страницах информация о видах, численность которых сокращается)
IV. Спасем планету вместе
1. Что обозначает данный знак? (Не разоряйте птичьи гнезда)
2. Назовите главную экологическую проблему тропических лесов и ее последствия. (Вырубка лесов. Последствия:
*гибель растений и животных;
*уменьшение количества кислорода;
*изменение климата;
*разрушение почвы)
3. Дополните памятку словами.
1. Не………… ветки деревьев. 2. Не ….. диких животных. 3. Не ……… бабочек ради забавы. 3. Не …….. птичьи гнезда. 4. Не ….. цветы в больших количествах. |
1. Не ломайте ветки деревьев. 2. Не трогайте диких животных. 3. Не ловите бабочек ради забавы. 4. Не разоряйте птичьи гнезда. 5. Не рвите цветы в больших количествах. |
4. Организация, получившая название «зеленый мир»? (Гринпис)
«Гринпис» (англ. green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде.
5. Эмблемой какой организации является панда? (Всемирный фонд дикой природы)
Дополнительный вопрос
Какой из предложенных материалов будет разлагаться по срокам дольше: бумага, стекло или консервная банка?
V. Сроки разложения мусора в природе
*Бумага — 2-10 лет
*Консервная банка — 90 лет
*Пластмасса — 500 лет
*Стекло — более 1000 лет
Ведущий 1: На этом наша игра подходит к концу. Пока члены жюри подводят итог, предлагаем вам посмотреть видеоролик на тему «Экология».
Слово жюри, награждение команд
Источники: