Своя игра

Сценарий мероприятия по типу телевизионной игры, рассчитанного на учащихся 3-4 классов


Шпакович Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов СЦ «Наш островок», г.Чехов, Московская область


 

Цель: формировать интерес к экологии как науке.
Задачи:
— обогащение знаний по теме «Экология»;
— развитие чувства сотоварищества, взаимопомощи;
— воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Ресурсное обеспечение: проектор, разрезанная картинка «Красная книга», ручки, листы бумаги, призы, игровое поле.

Ход мероприятия:
 
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие ребята и гости нашего мероприятия! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о нашем доме. А что подразумевается под словом «Наш дом»?
 
Ведущий 2: Конечно, каждый вкладывает в понятие «наш дом» что-то свое. В узком понимание дом – это жилище. В широком – наша планета Земля.

Ведущий 1: В настоящее время все чаще приходится говорить о нашем доме. При этом в содержании разговора мы не восславляем планету, а, наоборот, призываем ей помочь. «Оглянитесь! Природа плачет! Природа в опасности! А всему виной — неразумная деятельность человека».

Ведущий 2: К счастью, люди начинают это осознавать и поэтому все чаще затрагивают тему «Экология».
Эколо́гия (экос — обиталище, дом и логос — учение) — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

Ведущий 1: Исходя из дословного перевода «экология» — это наука о доме. А что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить нашу планету? Вижу, что вы знаете, как помочь природе на планете Земля. А нужно ли природу изучать? Верно, для того чтобы вместе жить и взаимодействовать, нам нужно хорошо изучить нашу планету, всех её обитателей, ведь это не только наш дом, но и их дом тоже. Насколько вы знакомы с природой, мы сейчас и проверим.

Ведущий 2: В сегодняшнем мероприятии приминают участие 2 команды. И прежде чем команды ознакомятся с правилами, им необходимо придумать названия для своих команд и выбрать капитана, который будет определять, кому из членов команды отвечать на данный вопрос.
1 минута на подготовку названия.

Ведущий 1: Время истекло. Слово 1-й команде…. 2-й команде.

Ведущий 2: Настало время познакомиться с правилами игры. Перед командами игровое поле с 4 темами. Напротив каждой темы прописаны баллы — это стоимость вопросов. Команды по очереди выбирают темы и вопрос, обращая внимание на баллы, которые за него даются. При правильном ответе командам зачисляются баллы. Время обсуждения — 1 минута.

Ведущий 1: Судить команды будет независимое жюри. (представление)
А сейчас внимание на игровое поле.

Дикие, но безопасные 100 200 300 400 500
Цветы жизни 100 200 300 400 500
По страницам красной книги 100 200 300 400 500
Спасем планету вместе 100 200 300 400 500

I. Дикие, но безопасные

Вопросы:
1. Главная «достопримечательность» Приокско-Террасного заповедника. (Зубр)
2. Назовите животное. (Амурский (уссурийский) тигр)

Обитает на горных склонах с широколиственными и хвойными лесами. Климат этих районов России суров. В зимний период температура может достигать отметки до -40°С, а в летний — +35°С. Благодаря толстому слою подкожного жира в 5 мм уссурийский тигр комфортно себя чувствует в этих условиях.

3. Ирбис (снежный барс)

Это единственный крупный представитель семейства кошачьих, который забрался так высоко в горы. Ирбис занесен в Красную книгу России. Ареал обитания снежного барса – горные районы Центральной Азии. Из-за проживания в труднодоступном месте ирбисы до сих пор сохранили свой немногочисленный вид.

4. Отгадай загадку

В степи котенок проживает,
Пушистый, злой, мышей съедает.
На нас недобро он взглянул
Зовут зверька того …. (манул)

5. Перед вами изображение пятнистого оленя.

В начале прошлого столетия люди вели активную охоту на этого млекопитающего. Ради чего? Его убивали ради вкусного мяса, оригинальной кожи, но особенно из-за молодых бархатистых рогов (пантов), на основе которых делали чудодейственные снадобья. В настоящее время пятнистый олень занесен в Красную книгу России.
А вы знаете как «разговаривает» олень? Например: голубь… (воркует); глухарь (токует); утка… (крякает); – филин… (ухает), а олень… (хоркает)

II. Цветы жизни

1. Узнай растение по описанию.
Одно из самых известных лекарственных растений. Растет на полях, огородах, около жилищ, на обочинах дорог. Применяется при воспалении полости рта и горла, при расстройствах желудка. Внешний вид напоминает солнце. (Ромашка)

2. Узнай растение, изображенное на картинке. (Лотос орехоносный)

3. Какому растению посвящена легенда?

По одной из легенд, влюблённые Венера (богиня любви) и Адонис (бог красоты) спрятались во время дождя в кроне дерева, а золотой башмачок соскользнул с ножки богини прямо на дорогу, по которой проходил мимо охотник. Обрадованный драгоценной находкой, человек протянул руку к башмаку, но тот мгновенно превратился в прекрасный цветок. (Венерин башмачок)

4. Отгадай загадку

Колокольчики в лесу
Белые, как вата,
В мае я цветок найду
И в ладони принесу…(Ландыш)

5. За минуту придумать знак, который бы призывал к сбору цветов в разумных количествах.

III. По страницам Красной книги

1. Документ, содержащий сведения о редких и исчезающих видах растений и животных, на основании которых проводятся меры, направленные на их охрану, воспроизводство и рациональное использование. (Красная книга)

2. Собери мозаику.

3. Как называются специальные территории, созданные для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных? (Заповедники, заказники, национальные парки)

4. Какого цвета страницы в Красной книге?

5. Что показывает желтый цвет страниц Красной книги? (На желтых страницах информация о видах, численность которых сокращается)
 
IV. Спасем планету вместе

1. Что обозначает данный знак? (Не разоряйте птичьи гнезда)

2. Назовите главную экологическую проблему тропических лесов и ее последствия. (Вырубка лесов. Последствия:

*гибель растений и животных;
*уменьшение количества кислорода;
*изменение климата;
*разрушение почвы)

3. Дополните памятку словами.

1. Не………… ветки деревьев.
2. Не ….. диких животных.
3. Не ……… бабочек ради забавы.
3. Не …….. птичьи гнезда.
4. Не ….. цветы в больших количествах.
1. Не ломайте ветки деревьев.
2. Не трогайте диких животных.
3. Не ловите бабочек ради забавы.
4. Не разоряйте птичьи гнезда.
5. Не рвите цветы в больших количествах.

4. Организация, получившая название «зеленый мир»? (Гринпис)

 «Гринпис» (англ. green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде.

5. Эмблемой какой организации является панда? (Всемирный фонд дикой природы)

Дополнительный вопрос
Какой из предложенных материалов будет разлагаться по срокам дольше: бумага, стекло или консервная банка?
 
V. Сроки разложения мусора в природе
*Бумага — 2-10 лет
*Консервная банка — 90 лет
*Пластмасса — 500 лет
*Стекло — более 1000 лет

Ведущий 1: На этом наша игра подходит к концу. Пока члены жюри подводят итог, предлагаем вам посмотреть видеоролик на тему «Экология».

Слово жюри, награждение команд

Источники:

  1. https://multiurok.ru/blog/lieghiendy-o-bashmachkie-boghini-vieniery.html
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BF%D0%B8%D1%81
  3. http://interesting-information.ru/2015/03/amurskij-tigr-kratkaya-informaciya