Первые итоги реализации межведомственного комплексного плана по доступности образования, отдыха, профориентации и занятости для детей с инвалидностью и ОВЗ
Заместитель министра просвещения Российской Федерации Денис Грибов представил промежуточные итоги реализации межведомственного комплексного плана Минпросвещения России в 2022 году.
О них он рассказал в рамках конференции в Московском государственном психолого-педагогическом университете «Итоги первого полугодия реализации межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья», организованной Советом при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере.
Помимо законопроектной деятельности и учебно-методического обеспечения образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья заместитель министра просвещения информировал о разработке модели инклюзивной образовательной организации, подготовке методики и инструментария определения нормативных затрат на организацию общего образования обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп.
«В 2022 году разработана модель инклюзивной образовательной организации, включающая систему оценки и механизмы целевого финансирования мероприятий по созданию специальных условий получения образования и доступной образовательной среды, критериев оценки ее деятельности. Мониторинг оценки инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях будет апробирован в субъектах Российской Федерации в ноябре текущего года», – отметил Денис Грибов.
Кроме того, Минпросвещения разработало проект модели сетевого взаимодействия при организации общего образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
Также разработаны методика и инструментарий определения нормативных затрат на организацию общего образования обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп. По словам Дениса Грибова, в мае текущего года в восьми субъектах Российской Федерации указанная методика и инструментарий были апробированы. Это Республика Марий Эл, Амурская область, Брянская область, Кемеровская область, Ростовская область, Тамбовская область, Москва и Московская область. До конца августа пакет документов будет направлен в субъекты Российской Федерации для учета в работе.
Замглавы Минпросвещения рассказал, что в рамках Межведомственного комплексного плана общего образования и детского отдыха в этом году разработано более десяти методических рекомендаций, пособий по вопросам обучения и воспитания детей с инвалидностью и ОВЗ. Проводятся обучающие мероприятия для учителей, в 2021 году в них приняло участие более 60 тысяч педагогических работников.
С 2016 года в образовательных организациях действуют федеральные государственные образовательные стандарты, включающие специальные требования для обучающихся с ОВЗ.
Как отметил Денис Грибов, численность обучающихся с инвалидностью, ОВЗ, получающих общее образование инклюзивно, составила в 2021/22 учебном году 503,3 тысячи человек. На сегодняшний день 8 тысяч из 35 тысяч детских садов и более 10 тысяч из 40 тысяч школ, а также более 500 организаций допобразования создали инфраструктуру и материально-техническую базу для инклюзивного образования.
Он добавил, что основная задача межведомственных комплексных планов – обеспечение качества и доступности образования детей с особыми образовательными потребностями.