Математика нужна всем!

81% россиян занимаются математикой ежедневно.

По результатам социологического исследования, проведенного учебным центром по подготовке специалистов IT и рекрутинговой компанией, россияне очень любят «царицу точных наук». Абсолютное большинство опрошенных сочли, что математические навыки «остаются важным аспектом повседневной жизни». Эти знания помогают совершать покупки, делать расчеты, планировать финансы. При этом более половины респондентов признались, что их математические познания оставляют желать лучшего.

Президент РФ дал поручение включить в национальный проект «мероприятия по повышению качества преподавания» в школе. Не только математики, но и физики, химии и биологии.

Но опрос был именно по математике, и создалось ощущение, что айтишники проводили его «среди своих». Не менее 61% респондентов сказали, что производят расчеты и вообще как-то используют «точные» навыки каждый день. Тут еще можно натянуть результат на реальность, все ходят по магазинам или еще как-то тратят деньги, пытаются вычислить свой доход. Но 71% ответивших, что «математические знания надо обновлять» постоянно, в течение всей жизни – многовато. 41% ответивших справедливо решили, что «прокачанные скиллы» по точным дисциплинам развивают аналитические способности и продвигают карьеру.

Но, может, число тех, кто хочет пополнить багаж знаний по алгебре-геометрии так велико потому, что целых 60% респондентов сознались: их уровень подготовки по математике средний. А 61% сообщили, что хоть сейчас «готовы возобновить уроки математики».

Также к очевидным плюсам матподготовки участники исследования отнесли способность к аналитике, прогностику, стратегическое мышление. Да и детям помочь сделать уроки не последнее дело – как бы с этим справились мама и папа, сами остановившиеся в алгебре на уровне дробей?

— Я каждый год наблюдаю, как к нашему учителю математики приходят бывшие ученики и говорят «спасибо», – рассказывает завуч школы Андрей Дунаев. – «Спасибо, что вы нас гоняли, спасибо, что строили», – так и говорят. Дети часто на нее обижались: задает много «домашки», самостоятельные может неожиданно сделать. А потом вырастают и благодарят. Потому что при таком отношении к предмету у учителя они не только потом без всякой подготовки в вузы и колледжи поступают, но и помнят математику всю жизнь.

Сложность школьной программы — особенно это касается геометрии с косинусами и котангенсами, — предмет дискутабельный. Уже не первое десятилетие идут споры о том, чтобы это все сократить или оставить только для профильных классов. Зачем будущему певцу знать про касательные и радиусы, к чему лингвисту пределы и числовые корни?.. Даже анекдот ходил: «Инженера спросили, пригодилось ли ему в жизни знание интегралов? Инженер подумал и сказал, что однажды согнул проволоку в форме интеграла. И достал кепку, упавшую в открытый люк».

Однако последние исследования в области физиологии мозга доказывают: математика нужна всем. И творческим людям, и типичным гуманитариям – не только чтобы гонорары считать. Правы были древние, назвавшие алгебру не только «гимнастикой для ума», но и «приготовлением к философии». Поэтому сейчас идут разговоры о том, как бы школьную программу по математике или информатике расширить и усложнить.

— Да, действительно, долгое время считалось, что есть «типичные гуманитарии», которым «столько математики не нужно», – говорит педагог-нейропсихолог Светлана Алексеева. – Мол, зачем мучить детей, у которых нет способностей к точным наукам? Но исследования мозга убедительно доказали: математика нужна абсолютно всем. Это прежде всего аналитика и прогнозирование. Уровень относится к третьему, высшему функционально, блоку мозга, который у человека позже всего созревает, лет в 16-18. Упрощая, можно сказать, что занятия математикой формируют у ребенка ответственность за его действия.

Но влияние математики на мозг гораздо глубже. Например, есть сложные конструкции русского языка с причастными и деепричастными оборотами. Их помогает усвоить алгебра с ее последовательностью, причинно-следственными связями в вычислениях. А геометрия способствует формированию у ребенка пространственного восприятия. Что, в свою очередь, отвечает у нас за коммуникативность, преодоление стереотипов.

Так что и «чистым гуманитариям», и людям креативных профессий подготовка по математике нужна. Для того чтобы структурировать мышление как минимум. А вообще, точная дисциплина совершенствует все, включая писательское мастерство, гармонизируя построение текста. Системообразующая функция математики лежит в основе изучения всех дисциплин, чем бы дальше мы в жизни ни занимались.

Источник