Задача педагога – помочь ученику увидеть предмет

Чтобы урок стал действительно событием, его обязательно нужно продумать.

Каждый год моей педагогической деятельности связан с поиском новых и интересных форм работы с ребятами. Чтобы урок стал действительно событием, его обязательно нужно продумать. Для себя я вывела несколько продуктивных способов взаимодействия с ребятами.

 

Не нужно разделять творческую и учебную деятельность

Зачастую педагоги разделяют учебную и творческую деятельность, считая последнюю не слишком серьезной и продуктивной. Как в младших классах иногда разграничивают игровую и учебную деятельность. Я же убеждена, что эти виды деятельности обязательно нужно использовать совместно для успешного освоения любой предметной области.

Образование должно быть органичным для ребенка, увлекать его, а не угнетать.

Вспомним себя в детстве: как мы радовались собственным открытиям – будь то новое насекомое, вкус, буква, слово и т.д. Это и есть познание, которое в детстве происходит так естественно. Так почему же не использовать такие формы обучения, которые будут давать ребенку возможность самому делать открытия?

Например, мы с ребятами в качестве итоговой работы по предмету иногда снимаем видеоролики по заданной тематике, записываем подкасты, привлекаем нейросети. Безусловно, творческая деятельность не должна доминировать над традиционной образовательной формой, поскольку любые «заигрывания» в ту или иную форму работы приводят к обратным результатам.

Использование элементов творческой деятельности на уроке может помочь сделать его интереснее.

В этом учебном году мои ученики сняли потрясающие трейлеры к роману «История одного города». Они смогли не только воплотить свой личный замысел, свое чувственное представление о героях и обстановке, но и передать замысел автора. Кто-то самостоятельно нарисовал анимацию, кто-то примерил на себя роль актера, кто-то использовал фрагменты существующего мультфильма, но снабдил их авторскими субтитрами. Был бы тест или контрольная работа продуктивнее? Весьма сомнительно, поскольку для выполнения творческо-учебной задачи нужно не только вложить свою идею, но и обязательно владеть материалом, на основе которого ты выполняешь работу.

 

Уроки должны создать целостное восприятие мира

К сожалению, дисциплины, которые изучают ребята, часто совершенно оторваны друг от друга. Приходит ребенок на физику и видит только ее; идет на биологию и не может установить взаимосвязь. Но мир устроен иначе: все вокруг имеет причинно-следственные связи.

Задача педагога – помочь ученику увидеть предмет в предмете и установить те самые связи.

Но для начала ему самому необходимо научиться это делать. Одним из удачных вариантов становится создание модуля интегральных уроков. В этом учебном году мы с коллегами разработали блок занятий, где ребята изучали физику, биологию, английский язык и историю на базе литературы (романа «Война и мир»). Дети пытались подобрать правильное лечение для Андрея Болконского, высчитывали дальность полета снаряда из пушки, сравнивали исторические описания войны с толстовскими, а затем пробовали воссоздать диалоги героев на иностранном языке.

Ребята делились своими впечатлениями: «я смог найти в литературе разные школьные предметы», «посмотрела на произведение через другие науки», «оказывается, все предметы связаны между собой».

Мой педагогический опыт позволяет утверждать, что интегральные занятия помогают ребенку установить причинно-следственные связи между предметами и ощутить целостность окружающего мира. А представленные здесь формы работы помогают мне не только пробудить интерес к предмету, но и помочь ребятам проявить себя в деятельности.

Ирина Царёва, учитель русского языка и литературы, руководитель и преподаватель пресс-центра школы № 1798