Как устроена детская мотивация
И почему «не выучишь — получишь двойку» — не работает
Об эффективной мотивации уже можно слагать легенды. У каждого психолога, педагога и родителя свои методы, но вопрос до сих пор остается актуальным и открытым. Кажется, что где-то существует волшебная таблетка, которую можно выпить и сразу восполнить пробелы в заинтересованности ребенка. Но нежелание учиться — проблема, которая имеет глубокие корни, и чтобы с ней разобраться, нужно найти причину.
С чего все начинается?
1. Психолог Дмитрий Карпачев уверен, тот день, когда ребенок переступает порог школьного класса, условно разделяет жизнь на «до» и «после». Первый класс — это не только новый образовательный опыт, но и совершенно другая история. По тому, как начнется и продолжится она, можно предсказать проблемы с успеваемостью, которые возможно последуют в старших классах.
2. В первый год обучения формируются социальные роли. Чувствуя себя частью коллектива, дети начинают занимать близкие для себя позиции. Один становится лидером, другой — аутсайдером. Первый класс — первая модель взрослого общества для ребенка. Эти установки могут измениться с возрастом, но иногда детские социальные роли люди проносят через всю жизнь.
3. Изменение отношений с родителями — еще одна характерная черта для первоклассника. Активное участие в школьных вопросах ребенка, совместное выполнение домашних заданий, наказания за плохие оценки или замечания — все это значительно подрывает доверительные отношения между детьми и взрослыми.
Иногда случается так, что по каждому из трех пунктов у ребенка наблюдаются проблемы. Игнорирование их — способ добиться полного отсутствия интереса к учебе. Лучше всего посмотреть на ситуацию глазами ребенка и оценить масштабы катастрофы.
Дмитрий Карпачев считает, что бегать на переменах и отвлекаться во время занятий — естественно для детей, особенно если речь идет о первоклассниках. Согласно исследованиям, шестилетний ребенок отвлекается за двадцать минут примерно два или три раза даже при условии, что ему искренне интересна тема, и он старается концентрировать внимание.
При поиске мотивирующих слов важно обращать внимание на тип темперамента детей. Например, меланхолика или холерика бесполезно и даже вредно сравнивать с сангвиником. Гораздо эффективнее вообще обойтись без сравнений и поддержать начинающего школьника личным примером, верой в лучшее и сформировать позитивный настрой на обучение.
Два вида мотивации
Эффективная и гуманная мотивация имеет всего два направления и всегда отвечает на вопросы: «Зачем?» и «Почему?»
Старший преподаватель по ментальной арифметике Александрова Лидия Леонидовна уверена, что вариантов заинтересовать ребенка не так много: «Учителей не должны оскорблять вопросы, связанные с их предметом. Ученикам действительно важно понимать, зачем и для чего они изучают ту или иную тему, как эти знания можно использовать в будущем. Ребенку не очевидно будущее, но он опирается на авторитет взрослого и понимает, что тот плохого не посоветует. Для детей существует два рычага мотивации: безопасность и иерархия. Если с заинтересованностью в учебе начинаются проблемы, стоит поразмышлять, почему ребенок ничего не хочет делать. Может быть, у него нет чувства безопасности или он не понимает, какое место занимает в своей социальной группе. Все остальное — это временное решение проблемы, наказания и ограничения долго не работают и пользы не приносят».
Отрицательная мотивация — как раз одно из тех направлений, которое не работает, но активно используется. «Не сделаешь уроки — получишь двойку», «Плохо напишешь диктант — будешь работать дворником» — в образовательных учреждениях довольно часто мотивируют детей именно таким образом. В основе этого подхода лежит страх, который в теории должен вдохновить ребенка на результат. Какое-то время это действительно работает, но такая методика губительна в долгосрочной перспективе.
Дело в том, что страх не позволяет расставить приоритеты нужным образом и четко сформулировать цель. Получается, отрицательная мотивация — путь в никуда. Хорошо написать контрольную и не стать дворником — это не основная задача, и со временем возникают вопросы: «А зачем я это делаю? Что будет дальше? Какая у меня главная цель?»
Как поддерживать стимул
Психолог Рауф Мухарамов уверен, чтобы не испытывать проблем с мотивацией у ребенка, важно обращать внимание на следующие факторы:
1. Большая задача превращается во множество маленьких. Для детей лучше выбрать упрощенную тактику: стремиться к главной цели, разделив ее на небольшие задачи. Чем младше ребенок, тем уже должны быть отрезки между целями.
2. Баланс между удовольствием и целью. Взрослые, как правило, стремятся акцентировать внимание на задаче, которую нужно решить, игнорируя бонусы. Если ребенок не получает символической награды за взятие новой высоты, то его мотивация угасает.
3. Интерес к учебе через социум. Мощную мотивацию может дать не только выбор глобальной цели, учитель или коллектив вполне могут стать отправной точкой для стимула в обучении. Если педагог умеет вдохновлять и находить нужные слова для ребенка, а коллектив состоит из детей, которые чуть-чуть сильнее в знаниях и к их уровню хочется стремиться, то вопрос с мотивацией решается сам собой.
4. Похвала от родителей. Поощряющие слова от близких родственников — сильнейшая мотивация для ребенка. При этом важно учитывать темперамент малыша. Тревожному и неуверенному в себе человеку необходимо в десять раз чаще слышать поддерживающие фразы, потому что с первого раза он может решить, что его успех — это случайность, не требующая внимания.
5. Собственный пример. Никакие лекции о пользе чтения и важности изучения английского языка не принесут такого эффекта, как подтверждение слов своими действиями. Когда ребенок видит, что математика или русский язык — действительно нужные предметы, которые пригодятся в будущем и это заметно на примере родителей, то появляется желание преуспеть в этих направлениях.
Источник: pifagorka.com