Как убить урочную систему, не нарушая закон?

Если в недельный учебный план добавить три урока физкультуры, можно обойти большинство недостатков классно-урочной системы. Вот как это работает.

Мы воспринимаем классно-урочную систему как непреодолимую данность, но, если задуматься, это удивительно, что дети в школе не сходят с ума: мне кажется, они выживают только благодаря высокому уровню адаптивности.

Если взрослого человека поместить в ситуацию, когда в течение дня ему нужно освоить шесть разных сущностей — он просто сойдёт с ума. Это лучший способ убить когнитивные функции мозга — устроить ему такую ситуацию мультитаскинга и каждые 40 минут переключать на принципиально новые задачи.

Проектная деятельность и другие способы учить «по-другому» в наших школах не приживаются именно потому, что 40 минут — это мало, а мультитаскинг сводит на нет любые начинания. Но есть способ, благодаря которому вы можете эту систему победить, не прибегая к радикальным мерам. Как? Придётся лишь добавить в недельный учебный план ещё три урока физкультуры.

Физкультуры много не бывает!

Способ, о котором я расскажу, был реализован мной в одной из школ в Новосибирске, директор которой попросил меня курировать подготовку инженерного класса к ЕГЭ. В начале 11 класса метрики показывали, что ребята способны получить на ЕГЭ по физике 20-40 баллов (они все пришли из более слабой школы), и был всего лишь год, чтобы поднять их уровень в два-три раза. Сразу скажу, что сейчас они уже поступили в вузы, и баллы у них были 70-85.

Получив такую задачу, я начал с того, что ознакомился с нормативами, которые управляют учебным процессом в школе: это Закон об образовании, нормы СанПиН и табель завуча, составляющего расписание.

«Сакральным текстом» всего учебного процесса является урочный недельный почасовой план. Учебный план включает федеральный, региональный и школьный компонент — всего 30-37 часов в неделю. Обычно за часы школьного компонента идёт баталия среди педагогов: увеличение часовой нагрузки — один из основных механизмов повышения заработка учителя. Вот пример такого недельного плана.

Недельный учебный план 11 инженерного класса

 

Голова завуча болит о том, как составить часы-кубики в рамках недели. Но давайте посмотрим на эти кубики по-другому. В учебном году у нас 35 таких недель по 37 часов. Это значит, что один час в урочном плане превращается в 35 занятий в течение года. Тогда годовой учебный план моего инженерного класса можно изобразить так.

Переставляем кубики…

Давайте представим себе предмет, который в конкретном классе не является профильным. Например, это может быть биология в инженерном 11 классе. На этот предмет выделен один урок в неделю в течение всего учебного года. Любой учитель-предметник скажет, что эффективность таких уроков стремится к нулю, а об осуществлении проектной деятельности в таких условиях не может быть и речи.

Если в учебном году 35 недель, мы имеем 35 часов биологии. То есть если сделать 4 урока биологии в неделю, это займёт всего 9 недель — одну четверть. А ещё мы можем поставить все эти 4 часа биологии в один день, посвятив этому предмету, например, понедельник. Только нам обязательно нужно будет поставить между спаренными уроками один урок физкультуры — как полагается по СанПиНу.

Добавляем в этот день урок русского, на котором учимся грамотно писать эссе на пройденные темы, и английского, на котором смотрим англоязычные ролики по биологии из Khan Academy. Теперь у учителя есть 4 часа каждую неделю, во время которых дети ни на что не отвлекаются от любимой биологии.

Так же можно поступить со всеми непрофильными предметами, которые на год растягиваются по одному часу в неделю. Учителя довольны, потому что у них есть время проработать материал, ученики довольны, потому что в первые две четверти они разобрались с этими предметами, а второе полугодие остаётся на профильные дисциплины и подготовку к экзаменам.

Кроме того, у вас появится один резервный день за счёт школьного компонента, который можно использовать для подготовки к экзаменам, самостоятельной работы учеников и так далее.

Так выглядел учебный план нашего 11 инженерного класса

Дополнительная физкультура по СанПин может заменяться динамической паузой. «Красной нитью» через все недели учебного года идёт лишь один урок, изо дня в день — физкультура. Федеральные нормы предусматривают 3 урока физкультуры в неделю, за счёт школы добавляем ещё 3. Таким образом, всего лишь «переставив кубики» учебных часов не в рамках недели, а в рамках учебного года, мы перешли к модульному планированию. При этом выполнили весь учебный план до часа.

Результаты

Ученики довольны. Они могут сосредоточиться на профильных предметах, более осмысленно изучают непрофильные (ни на что не отвлекаясь), у них есть резервный день для подготовки к экзаменам и у них почти исчезает домашнее задание, потому что все они всё успевают разобрать в школе.
Администрация школы довольна. Для неё большим плюсом стало то, что ребята лучше готовятся к ЕГЭ и лучше его сдают.
Вышестоящие чиновники тоже рады. Для них важно, что учебный план выполнен в нужном объёме и школьники успешно сдали экзамены, остальное их не волнует.
Родители довольны, когда довольны дети, плюс всё та же подготовка к экзаменам — им не нужно думать о репетиторах, со всем справилась школа.

Эти дети будут вам благодарны, если вы избавите их от ежедневного мультитаскинга, домашнего задания и необходимости готовиться к ЕГЭ с репетиторами

А как вы думаете, кто оказался самым ярым противником подобных нововведений в школе? Радикальные противники такого «убийства» урочной системы нашлись среди учителей. На мой взгляд, это произошло по нескольким причинам.

* Пропал аргумент, позволяющий повышать себе зарплату: дайте мне больше часов в учебном плане — и я научу, как следует. Возможность учить дали, а часов в расчётной ведомости не прибавилось.
* Если у тебя всего 45 минут на урок, то ты можешь быть «унылым» учителем, и это никто не заметит. А если у тебя 4 часа — твоя унылость станет очевидна всем, и прежде всего — тебе самому. Поэтому, если мы «взламываем» урочную систему, учителя вынуждены становиться интересными, вынуждены менять формат работы. И либо ты всей мощью своего таланта в это включаешься, либо всем становится понятно, что ты не на своём месте.
* Возникла возможность мгновенной метрики промежуточного результата. Каков результат по итогам 45-минутного урока: прочитали параграф-главу, в лучшем случае ответили на 3-4 контрольных вопроса. ЕГЭ-то сдадим? Конечно! А если что, у меня и телефончик репетитора найдётся — мы друг другу помогаем. При модульном же подходе ты за день прочитал 1/8 курса, и проверить, что из этой 1/8 усвоилось, довольно просто. И у администрации появляется рычаг управления не по итогам года, а еженедельно.
* Методички, верно служившие десятилетия, перестают работать! Нужно становиться интересным ученикам, оперативно собирать обратную связь, менять подачу материала.

Учителя, которые привыкли искать оправдания своим неудачам в устоявшейся классно-урочной системе (может, это дети на физкультуре устали, или к контрольной по другому предмету готовились, или переключиться не успели?), вдруг лишаются такой возможности и оказываются в ситуации, когда ответственность за свою работу несёшь только ты сам. Поэтому, если вы решили провести такой эксперимент, будьте готовы к сопротивлению внутри коллектива.
Но есть и хорошая новость: в любой школе всегда найдётся немало творческих педагогов, которые будут в восторге от новых возможностей, потому что у них наконец-то появляется время развернуться, выйти за рамки урока, реализовать разные подходы к обучению.

На текущий момент урочная система, о которую сломано так много копий, — это социальная привычка, которая имеет многовековую традицию, однако она не следует ни из требований законодательства, ни из современных научных знаний. Мы её используем только потому, что здесь так принято.
Предложенная модель — это только рамка, которую можно наполнять различным содержанием, в зависимости от ваших конкретных педагогических задач. Главное — почаще задаваться вопросом: чего мы хотим добиться, используя те или иные модели и системы?

 

Вадим Полюга,
математик и спортсмен, основатель образовательного проекта «И-куб»