Как построить образовательную программу дошкольного образования

Для педагогических работников детских садов в онлайн-формате прошел Всероссийский информационно-методический вебинар «Внедрение федеральной образовательной программы дошкольного образования в образовательную практику». На мероприятии обсудили планирование и диагностику образовательной программы дошкольных организаций в соответствии с обновленным образовательным стандартом. Большое внимание уделялось коррекционно-педагогической работе с детьми, нуждающимися в коррекционной помощи.

Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк отметила большое значение федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО) для развития дошкольных организаций.

«На сегодняшний день основная задача для системы дошкольного образования – это актуализация и приведение основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствие с федеральной образовательной программой дошкольного образования, которая разработана и вступила в силу», – подчеркнула Наталья Костюк.

На вебинаре ведущий научный сотрудник лаборатории дошкольного образования Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО), заведующая кафедрой дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Людмила Волобуева рассказала, что федеральная образовательная программа дошкольного образования определяет единые для страны базовые объем и содержание дошкольного образования и планируемые результаты освоения образовательной программы. Она включает в себя учебно-методическую документацию: федеральную рабочую программу воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы.

Образовательные программы дошкольного образования реализуются в детских садах в соответствии с ФОП ДО. Содержание и планируемые результаты образовательных программ, разработанных дошкольными организациями, должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной образовательной программы дошкольного образования.

Ведущие научные сотрудники лаборатории дошкольного образования Института возрастной физиологии РАО Маргарита Парамонова, Галина Толкачева, Александр Буянов представили участникам вебинара различные аспекты внедрения ФОП ДО в детские сады. Педагогические работники узнали о планировании образовательной деятельности в соответствии с ФОП ДО, им предоставили методические рекомендации по этому вопросу. Докладчики объяснили, как провести педагогическую диагностику и конструировать программу воспитания в детских садах.

Директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева рассказала о коррекционно-развивающей работе в дошкольных образовательных организациях в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования и федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (ФАОП ДО). Она подчеркнула, что в отношении всех групп дошкольников с ОВЗ важно как можно раньше начать коррекционно-развивающее обучение, опираясь на индивидуальность и психофизическое развитие ребенка. В этом вопросе большую роль играет взаимодействие с родителями, их поддержка и обучение, привлечение учителей-дефектологов, учителей-логопедов и других квалифицированных специалистов.

Ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Гузелия Хузеева отметила, что коррекционная помощь для детей с OBЗ и инвалидностью проводится в рамках ФАОП ДО. Для каждого ребенка или группы детей одной нозологии разрабатывается отдельная адаптированная программа, включая сопровождение тьютора. Для других детей, нуждающихся в коррекционной помощи, в рамках ФОП ДО проводится коррекционно-развивающая работа, которая предусматривает индивидуальный образовательный маршрут.

Заведующая лабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии РАО Елена Изотова в завершение вебинара представила мероприятия следующего этапа внедрения ФОП ДО в образовательную практику, в том числе курсы повышения квалификации для педагогических работников.

Запись вебинара доступна по ссылке.