Я б в пожарные пошел – пусть меня научат!
Внеклассное мероприятие (учебное занятие) по пожарной безопасности в школе для учащихся 3-7 классов
Королькова Евгения Борисовна, учитель физической культуры МОУ «Шелангерская СОШ», п. Шелангер, Звениговский район, Республика Марий Эл
Цель: в игровой форме проверить знание правил пожарной безопасности.
Задачи:
— обучать детей применению полученных знаний в практической деятельности в игровой форме;
— закреплять знания о профессии пожарного, о правилах осторожного обращения с огнем и электроприборами;
— воспитывать умение работать в единой команде, уважительное отношение к сверстникам, к профессии пожарного.
Предварительная работа:
— беседа о правилах пожарной безопасности;
— знакомство с материалами из первоисточников, электронных ресурсов;
— создание рисунков на пожарную тематику;
— домашние заготовки к конкурсам – названия команд, памятки по технике безопасности.
Оформление:
— по желанию ребят – рисунки, коллажи на пожарную тематику;
— выставка книг на пожарную тематику;
— фотографии пожарных.
Оборудование:
— ноутбук, музыкальные колонки;
— записи песен по тематике;
— инвентарь для проведения конкурсов – ведра, канаты, ведра с водой, скамейки, детали пожарной машины, жетоны, цветные листочки;
— заготовки пословиц, заготовки для наглядности, клей, ножницы, кисточки, салфетки, бутафорская коробка и спички;
— презентации «Как в России пожарные появились», «Я б в пожарные пошел – пусть меня научат».
Я б в пожарные пошел — пусть меня научат
Как в России появились пожарные
Место проведения: спортивный зал.
Ход занятия:
Ведущий (учитель): Добрый день, ребята и гости нашего праздника!
(Выходят ребята и читают стихи)
ДЕТИ:
1. Я – огонь! Я – друг ребят. Но когда со мной шалят,
Становлюсь тогда врагом
И сжигаю всё кругом!
2. Чтобы лес – звериный дом –
Не пылал нигде огнем,
Чтоб не плакали букашки,
Не теряли гнезда пташки,
А лишь пели песни птички, –
Не берите в руки спички!
3. Посмотрите: там и тут
В небе плещется салют…
Здорово, конечно,
Если всё успешно.
Но опасность на пути
Стережет – не обойти!
Если что пойдет не так,
Если в фейерверке брак,
Или прочь не отбежали,
Иль в окно кому попали,
В общем, столько тут вопросов!
Не пускай салют без спроса!
4. Если гости к вам пришли
Или навестил вас друг,
Перед тем, как с ним играть, –
Не забудьте выключить утюг!
5. Знай, любые провода
Поврежденные – беда!
Ведь они опасны слишком:
Замыкание – как вспышка!
6. Дать друзьям такой совет
Просто каждый может:
Уходя тушите свет
И приборы тоже!
Ведущий: На протяжении жизни в человеческом представлении огонь перестал быть божеством. Он стал реальной необходимостью в нашей жизни: печем ли мы хлеб, обжигаем кирпич, едем на машине, летим на самолете – сгорает топливо. Работа электростанций, ток, питающий розетки в наших домах. Между прочим, солнце – это тоже огонь: в огромном раскаленном шаре сгорают газы, выделяя тепло и свет.
Но в неумелых руках и без присмотра огонь может наделать немало бед. Часто причиной пожара бывает детская шалость. В мире ежегодно происходит более пяти миллионов пожаров. Каждые три секунды возгорается новый пожар. После него остаются пепелища, люди остаются без жилья, одежды, без средств к существованию. Самое ужасное при пожаре не то, что сгорают дома, утварь, накопленное добро, а то , что гибнут люди. Самое страшное – потерять во время пожара родных, близких.
Огонь трудно остановить. Особенно опасен пожар в общественных местах, когда горит больница, театр, магазин, музей, завод. Большая задымленность, опасность взрыва горючих веществ, тление пластмассы, синтетических материалов, вызывающее удушье, отравление, в результате чего создается паника. Статистика говорит о том, что каждый час гибнут люди в пожаре, и среди них каждый третий – это ребенок. Огнем охватываются поля, леса, пашни.
От умело организованных действий пожарных зависит исход пожара. Помогают в тушении пожаров специальные пожарные команды, машины и специальная авиация –пожарные вертолеты и самолеты. А в лесу – специальные пожарные вышки.
— Ребята, назовите самые распространенные причины пожара.
(Возможные ответы:
неисправность электропроводки;
неосторожное обращение со спичками, огнем;
оставление без присмотра костров;
петарды, фейерверки, бенгальские огни;
включенные в розетку телефоны, мультиварки, утюги и другие электроприборы;
непотушенные сигареты, спички и т.д.)
— А теперь позвольте представить вам наших гостей (представитель пожарной части, МЧС, учитель ОБЖ). Они не раз на встречах с вами рассказывали вам о правилах пожарной безопасности, о поведении во время пожарной ситуации. Сегодня им представлена возможность оценить ваши знания и умения.
- Вниманию детей предлагается презентация «Как в России пожарные появились»:
Как в России появились пожарные
Ведущий: А помогать нам проводить конкурсы будет представитель МЧС (представляет его).
1 конкурс — «ЗНАТОКИ»
— Первый конкурс проверит вашу теоретическую подготовку.
(Ребятам зачитывают вопросы, ответивший быстро и правильно получает жетончик.)
Вопросы:
1. Из чего возгорается пламя? (Из искры)
2. Самый распространенный вид топлива на селе? (Дрова)
3. Что сделал Прометей для людей? (Принес на землю огонь)
4. Каким способом оповещали людей о пожаре на селе? (Били в железный колокол)
5. Каким способом древние люди добывали огонь? (Трением камня)
6. Что можно отнести к воспламеняющимся жидкостям? (Ацетон, бензин, освежители воздуха)
(Ребята, правильно ответившие на вопросы, награждаются жетонами, затем подсчитывается их количество и выбирают капитанов команд по большинству жетонов.)
Ведущий: Предлагаю остальным ребятам вытянуть листочки.
(Жетоны, как и листочки, трех цветов. По цветам ребята распределяются в команды.)
— Вы должны придумать название для команды: в нем должны отразиться ваша сплоченность, дружба.
(Звучит музыка, дети придумывают названия своих команд и затем представляют их.)
2 конкурс — «БЛИЦ-ТУРНИР»
(Проводит представитель МЧС. Командам по очереди зачитываются вопросы.)
Вопросы:
1. Назовите основные причины возникновения пожара. (Неосторожное обращение с огнем, детская шалость, нарушение правил пожарной безопасности)
2. Что нужно делать при пожаре? (Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к эвакуации)
3. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? (Легко запомнить)
4. Что нужно сообщить, вызывая пожарных? (Точный адрес, фамилию, что горит)
5. Чем опасен пожар, кроме огня? (Дым, угарный газ)
6. Чем можно тушить начинающийся пожар? (Огнетушитель, вода, песок, одеяло)
7. Почему во время пожара нельзя пользовать лифтом? (Лифт может остановиться, лифтовая шахта – это дымовая труба, дым будет закачиваться туда)
8. Какой пожар нельзя тушить водой? (Если горят электроприборы, горючие вещества)
9. Чем опасны лесные пожары? (Уничтожается лес, животные; пожар может достичь жилых построек; огонь может проникнуть в торфяные пласты)
10. Почему нельзя поджигать сухую траву и листья? (Огонь очень быстро распространяется, часто перекидывается на жилые строения)
11. Если в квартире пахнет газом, произошла утечка. Можно ли включать или выключать свет? (Нельзя – при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву)
12. Что самое страшное при пожаре для людей? (Паника)
3 конкурс — «КАПИТАНЫ»
Ведущий: Следующее задание для капитанов – вы должны быстро и полно ответить на вопросы.
Вопросы:
1. Первые действия прио бнаружении пожара? (Позвонить в пожарную часть и принять меры к эвакуации)
2. Что запрещается делать при пожаре? (Разбивать оконные стекла, открывать окна, чтобы не допустить доступ кислорода в помещение; подходить к огню из-за опасности взрывов, обрушения конструкций; поливать водой включенные в сеть электроприборы и электрические провода).
3. Чтобы избежать пожара, выходя из дома, необходимо… (выключить свет, отключить приборы, спрятать спички от маленьких детей)
4. Что можно использовать для борьбы с огнем? (Поливать водой, закидывать снегом, стиральным порошком, землей, песком, брезентом, пеной из огнетушителя)
Подведение итогов конкурсов.
Ведущий: Работа пожарных, их самоотверженный труд вызывает восхищение. Рискуя своей жизнью, они спасают людей и зачастую ценой своей жизни. И поэтому была утверждена медаль «За отвагу».
Немало среди героев и школьников, которые совершили героические поступки, спасали людей из пожара.
— Известны ли вам героические поступки?
(Ответы детей)
Ведущий: Вашему вниманию предлагается презентация о работе пожарных. Хочется надеется, что кто-то из вас сегодня определиться с выбором профессии.
- Просмотр презентации «Я б в пожарные пошел – пусть меня научат!»:
Я б в пожарные пошел — пусть меня научат
Ведущий: Сегодня вам предоставляется возможность попробовать себя в роли пожарных и показать свои навыки и умения работы в команде.
4 конкурс — эстафета «ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ»
(Проводит представитель пожарной части.)
«Быстрый пожарный». В конце зала на полу лежит обувь ребят. Дети должны быстро найти свою обувь, надеть и построиться в команду.
«Готовность машины». Ребятам раздаются кружочки с цифрами. Тот, у кого названная цифра, бежит к макету пожарной машины и прикрепляет кружок на обозначенный предмет. (Озвучивание цифр может быть разным – по порядку, вразброс.)
1. Переднее колесо
2. Выдвижная лестница
3. Кабина
4. Цистерна с водой
5. Заднее колесо
6. Пожарный рукав
— Команды у нас готовы к выполнению работы! Следующее задание нашим юным пожарным:
«Бег с ведрами». В руках два ведра, наполненных водой. Нужно пробежать до фишки и вернуться назад, передать следующему участнику команды, – пока не пробегут все. Оценивается скорость и количество воды в ведрах.
«Живая цепочка». Передают ведро назад по цепочке, последний прибегает вперед и встает вначале шеренги. И так, пока капитан не вернется на свое место. Оценивается скорость и количество оставшейся воды в ведре.
«Растяни шланг». У фишки лежит сложенный канат. Ребенок добегает до фишки, растягивает канат и возвращается в колонну, передает эстафету. Следующий бежит, собирает канат. И так по очереди выполняют задание.
«Спички». Реквизит: бутафорские коробки и спички. Бегут по очереди к своей коробке и кладут туда «спичку». Выигрывает команда, которая быстрее сложит «спички» в «коробку».
«Капитаны». Капитан команды одевается на время. В экипировку входят спецодежда, резиновые сапоги и противогаз.
«Спасатели». Двое ребят держатся за руки крестом и переносят «спасенного» на другую сторону к фишке. Когда всех перенесут, взявшись за руки, колонной возвращаются назад.
«Комбинированная эстафета». В руках небольшое ведро. Нужно пробежать по скамейке, добежать до фишки и зачерпнуть воду в ведро, назад вернуться по прямой на финиш. Вода выливается в общее ведро. Чья команда прибежит быстрее и принесет больше воды, та и побеждает.
Пожарный благодарит всех за эстафету. Подведение итогов.
5 конкурс — «Боевое дежурство – наглядная агитация»
(Проводит учитель ОБЖ. Команда делится на три подгруппы. На выполнение каждого задания дается 3-4 минуты. Во время выполнения звучит музыка. Команда, выполнившая все задания, выстраивается в шеренгу.)
«Пословица». На столе лежат слова, из которых всей командой нужно составить пословицу. Побеждает команда, которая первой справится с заданием. Затем ребята все вместе произносят вслух пословицу.
— Дерево с огнем не дружит.
— Дорого при пожаре и ведро воды.
— В руках спичка была, да изба сплыла.
«Плакат». Из заготовок нужно вырезать элементы и наклеить на ватман. Оценивается скорость и аккуратность выполнения.
(Таблички разрезаются по количеству ребят и приклеиваются на ватман.)
«Памятка». Нужно составить «Памятку по технике безопасности во время пожара в школе». Форма произвольная, можно в стихах, рисунках или просто своими словами (возможны домашние заготовки).
Пример: «Услышав тревогу пожарную ты, вместе с учителем на выход иди. Книги свои ты не бери, жизнь свою ты береги!»
Ведущий: (после выполнения задания) Ребята, как вы думаете, для чего нужна наглядная агитация? (Она помогает легче запомнить нужную нам информацию)
— Где бы вам хотелось размесить ваши плакаты? (Школа, сельская библиотека, информационный стенд)
— Это будет полезной информацией и взрослым, и детям. Вы все хорошо справились с заданием.
Вот и подошло наше занятие к концу. Хотелось бы получить ответы на вопросы:
- В чем польза огня?
- Почему надо быть осторожными в обращении с огнем?
- Как можно вызвать пожарную помощь?
- Что надо делать, если при возникновении пожара под рукой нет телефона?
«С-П-А-С-И-Б-О П-О-Д-В-И-Г-У П-О-Ж-А-Р-Н-Ы-Х!» – каждая буква пишется на отдельном листке и нумеруется. Ребята не видят буквы, одно слово на команду. По команде пожарного «По порядку становись!» составляется предложение.
— Молодцы, вы хорошо усвоили уроки пожарной безопасности. Что вам понравилось на занятии больше всего?
— Как вы думаете, где мы с вами можем использовать полученые знания? (Подвести ребят к тому, что можно провести это занятие со своими подшефными малышами).
— Кто из вас задумался стать пожарным после нашего занятия? (Если найдутся такие, отметить их памятным знаком – медалью, сертификатом — и пожелать исполнения их мечты.)
— Благодарим помощников нашего занятия! А теперь приступаем к торжественной части – награждению.
(Построение команд и торжественное награждение. Ребятам вручаются дипломы с эмблемой пожарных, памятки по правилам пожарной безопасности. Гостей ребята поздравляют песней и дарят им на память правила собственного сочинения. Делают совместное фото.)
Литература:
1. Фирсова А., Матвеева Н. Чтоб в дом ваш не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда! / В помощь учителю и библиотекарю. – М.: «Либерея-Бибинформ», №6/2007.
2. Фирсов А., Матвеева Н., Колосова Н. Чтоб в дом ваш не пришла беда, будьте с огнем осторожны всегда! / В помощь учителю и библиотекарю. – М.: «Либерея-Бибинформ», №4/2009.
3. Maam.ru›detskijsad/-ostorozhen-bud…ognem…chas.html