Инородное дело

В надзорном ведомстве предложили не пускать в школу без знания русского языка

Санкт-Петербург. Дети мигрантов на уроке русского языка в одной из школ города.

Бытует мнение, и на днях оно снова прозвучало, что детям мигрантов, не знающим русского языка, не место в российской школе. Мол, неужто родители не знали, куда едут, не могли обучить отпрысков еще дома? Ведь по всей Средней Азии русские школы имеются, и в немалом количестве.

В то же время сейчас в российские школы ходит все больше «детей с мигрантской историей» (этот элегантный эвфемизм был рожден в службе детского омбудсмена. — Прим. авт.). Но вот какая восточная хитрость: детей «с историей» вообще, и в школах в частности, не могут сосчитать. При всех цифровизациях, машинном зрении, распознавании лиц с нейросетью не счесть мигрантов в каменных джунглях.

В образовательном ведомстве полагают, что «детей с историей» 12% по стране, больше всего в Москве, Свердловской области и Питере. В Госдуме рассказывают про 100 тысяч школьников – детей мигрантов (от 15 миллионов учащихся в школах это пустяк, меньше одного процента). Ученые-социологи толкуют про полмиллиона, из которых 13% не говорят по-русски вообще. В администрации президента пришли к собственным наблюдениям о том, что в стране находится 800 тысяч детей мигрантов. Из которых 140 тысяч не учатся нигде.

В общем, данные разнятся, цифры разбегаются словно ряды на восточном базаре.

Когда новый учебный год неумолимо приближается и нет даже намека на решение проблемы, в ход идут лозунги. Упомянутое решение «не пущать», раз язык дома не выучили – это раз. А в Калужской области предложили не пускать жен и детей трудовых мигрантов на территорию РФ: «Они нагружают нашу социалку. И наши детские площадки». В СПЧ, где много внимания уделяется темам «с мигрантской историей» и диспутам по ним, надумали обязать детей при устройстве в школу или сад пройти «входную диагностику».

Там же прозвучало, что место детей, которые не знают русского языка, не в школе, а в социальном центре. Но на такие центры «нет денег». Уникальный случай, когда круг замкнулся, а инициатива ни в дугу. Добавим сюда, больше для количества, предложение ввести квоту на нерусскоговорящих детей в каждом классе (три на класс, но не более 10%). Это все равно не работает, проверяли в регионах. Или, внимание – отнимать детей у родителей, которые не хотят давать им образование. Ввести для мигрантов русскоязычные коммерческие курсы…

А еще многие не верят, что новое – хорошо забытое старое. Двести лет назад министр просвещения, знаменитый граф Уваров, тот самый, что придумал формулу «Православие, самодержавие, народность», писал: «Система общественного образования только тогда может называться правильно расположенною, когда она всякому открывает способы получить такое воспитание, какое соответствует роду жизни его и будущему призванию в гражданском обществе».

В империи появились так называемые инородческие школы. Если вычесть название, то это современная система курсов и центров для адаптации мигрантов или беженцев. Трехгодичное обучение, первый год преподавание на родном языке, со второго курса переходят на язык новой родины.

Упомянутые русские школы в Средней Азии для местных детей сто лет назад возникли тоже не с бухты-барахты — в разработке программ для этих школ участвовали Макаренко, Вахтеров и Выготский.

Сегодня, когда империи распались, по-прежнему язык и культура новой родины делают гражданина. А построенная на основе здравого смысла система, в том числе образования, заставляют уважать порядки страны, куда просто приехал поработать. Известно: «Язык – мост между двух культур».

Если на грешную землю спуститься, то драки на детских площадках, угрозы в школе, разборки в продуктовом магазине невозможны среди тех, кто говорит на одном языке или хотя бы ищет общий язык. И обучение русскому «по Далю»: «на каком языке думаем, к той национальности и принадлежим» — существенно облегчит этот поиск.

Источник