Порядок истории

ЕГЭ останется, ОГЭ неизвестно — что будет с «госами» в 2025 году

Нешуточное расширение ждет школьную программу по истории. Как и планировалось ранее, особенно вырос блок отечественной истории, в том числе краевой, региональной. Через год 5-8 классы ждет по три урока истории в неделю. Такое прибавление произойдет за счет сокращения курса школьного обществознания, которое с того момента не будут преподавать ранее 9-го класса.

Об увеличении часов по истории в России говорят давно и на самом высоком уровне. Например, министр просвещения еще два года назад высказывался о том, что расширение курса необходимо. Но притом было непонятно, как именно — в младшую школу разве историю вводить…

И вот, решение найдено и принято: в средней школе ради истории подвинули обществоведение. И хорошо подвинули, оставив всего 34 часа в 9 классе (и 106 часов в 10-11 классах). Для сравнения — у расширенной истории в средней школе теперь 340 часов — в 10 раз больше, чем у «общаги».

При такой разнице не очень понятно, останется ли ОГЭ по обществознанию в списке дополнительных предметов. Уж больно кургузо теперь выглядит его курс в основной школе. Возможно — и такие предположения высказывались раньше — на ОГЭ предметы сольются, и экзамен превратится в «историю с элементами обществознания». Или вообще только одна история останется в «допах», которые сдают для итоговой аттестации после 9 класса.

Вообще, за Клио, которая отвечала у греков за историю, можно только порадоваться. Предмет по-прежнему будут учить с 5 по 11 класс. В 5-8 классах теперь будет по три урока истории в неделю, в 9 классе по два урока.

Изучение новой программы позволяет понять, что этапы общемировой истории остались прежними, в курсы за 6-9 классы «добавили России». Например, 5 класс отведен на историю Древнего мира, как это и было раньше. В 6 классе к изучению средних веков теперь будет добавлено зарождение государственности в России. В 7 классе история нового времени (XV–XVII) существенно дополнена историей России XVI–XVII веков.

В 8 классе еще больше отечественной истории. События в мире XV-XVII веков занимают в программе 25 часов, Россия в конце XVII – XVIII веков — 45 часов. А вот с 9 классом не совсем понятно. Там заявлены и всеобщая история конца XIX – начала XX веков, и Россия того же времени, количество часов указано вместе. Туда же, в 9 класс, учителям еще предстоит втиснуть и краеведение, и новый модуль «Введение в новейшую историю России» (17 часов) — это для тех, кто после 9-го класса заканчивает школу.

— С одной стороны, приращение часов по истории радует, — говорит Лариса Ламанова, бабушка двух учеников средней школы из Москвы. — Раньше, то ли из-за небольшого количества часов, то ли из-за построения программы, знания были отрывочными у детей. У многих просто каша в голове. У нас, конечно, другая история была, с марксистко-ленинским уклоном. Но любой хороший ученик мог назвать эпохи истории России «по царям», что и где в это время в мире происходило. Сейчас такое понимание присутствует или у детей, которые сами историей интересуются, или у тех, кто учится на олимпиадном уровне.

С другой стороны, пока не очень понятно, что будет с неизменно популярным ЕГЭ по обществознанию. В нынешнюю экзаменационную кампанию этот предмет как дополнительный выбрало на едином экзамене 40% выпускников. А для определения с ним есть только год, ведь в министерстве объявили, что история и обществознание «по-новому» в школах начнутся с 2025 года.

— Я считаю, что как был «доп» по обществознанию на ЕГЭ, так и останется, — считает методист и преподаватель. — Там принцип построения программы «круговой»: те же темы, что проходят в средней школе, шли на новый заход в старшей школе, углубленно. А ЕГЭ по обществознанию изменили уже в этом году. Переделали КИМы (контрольно-измерительные материалы, бланки с заданиями на экзаменеавт.), скорректировали темы на все отечественное и суверенное, кодификатор поменяли. И сдали выпускники в этом году нормально, ничего плохого с ЕГЭ не случилось.

Что касается 9 класса, там, как я слышала, изучению обществознания хотят придать узко-практический характер. Меньше разговоров о политике, меньше «социалки» в пользу того, зачем нам нужен паспорт, например. Что такое налоги и куда они идут… И даже о том, как бы на этот паспорт не набрать кредитов.

Источник