Карьера учителя — не лестница вверх, а синусоида
Мысли директора школы Сергея Казарновского перед началом учебного года
Накануне первого учебного дня стало известно: по распоряжению мэра все торжественные линейки в Москве нужно проводить внутри школы. Для Сергея Казарновского — директора одной из лучших школ страны «Класс-центр» — почти трагедия: все праздники здесь стараются устраивать на школьном дворе, где есть большая сцена с похожими на античные колоннами. И каждый праздник — это настоящий спектакль.
Коротко созвонились: «Срочно переписываю сценарий, все переносим в зал, вариантов нет — надо успевать!». А под вечер 1 сентября от Казарновского «прилетело» сообщение: «О карьере учителя: мысли директора школы перед началом учебного года». Вот эти мысли:
…Синусо́ида — плоская кривая, задаваемая в прямоугольных координатах уравнением y=sin(x)…
— Что значит Карьера?- спросил у карьера.
— Когда песок перестанет сыпаться из меня, и будет казаться, что я уже умер, я наполнюсь водою и стану самым чистым озером на свете!
…Когда-то я наблюдал, как из нашего карьера день и ночь грузовики возили песок на бетонный завод. Стоял постоянный гул. Дороги были разбиты и всегда пылили рассыпанным песком. Потом песок кончился. Все замерло. Дороги починили. А на изящно заросших склонах оврагов, оставшихся от карьера, появились веселые домики дачников. И все стали ходить купаться в появившееся озеро с чистейшей ключевой водой.
Карьера в школе — не лестница вверх. Это синусоида, в положительных значениях которой — абсолютно недосягаемое счастье от возможности рыдать после выпускного со своими учениками, а в отрицательных — полное опустошение, когда по вечерам перед тобой «слоеный пирог» из непроверенных тетрадей-коржей, тщательно промазанный объяснительными записками учеников вперемешку с письмами родителей на всех гаджетах. Но именно эта синусоида и описывает тот ток нового, свежего, настоящего, который и есть будущее и без которого это будущее просто невозможно.
А еще карьера учителя — абсолютная карьера актера. В театре есть правило: когда артист появляется на сцене, за ним «тянется» шлейф события. Чтобы зритель сразу понял, откуда и зачем пришел этот человек. Входя в класс, учитель, как актер, должен «приносить» с собой событие своего урока. И важно — никогда не требовать благодарности за то, что делаешь. И разговаривать, разговаривать с детьми.