Говорить хочу красиво — кто меня научит?

О том, как родителям выбрать нужный образовательный маршрут для своего ребенка, рассказывает логопед, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Института коррекционной педагогики РАО кандидат педагогических наук Татьяна Кошечкина.

Любые нарушения развития ребенка, в том числе и речи, требуют максимально раннего выявления. Если у родителей появляются какие-либо сомнения в отношении состояния их малыша (нарушение произношения, грамматического строя, темпа или плавности речи, бедность словарного запаса), не стоит откладывать визит к специалисту.

Кто может помочь?

Куда обращаться в тех случаях, когда родители замечают у ребенка в возрасте до 3 лет признаки, которые можно расценить как риск развития нарушения речи? Можно записаться на прием к логопедам детских поликлиник и в службу ранней помощи (консультативный пункт). Каждая семья может получить консультативную и диагностическую помощь этих служб, если они обеспокоены развитием своего ребенка.

На основании однократного приема специалисты определят, обоснованно ли беспокойство родителей, и дадут рекомендации по общению с ребенком и его развитию. Если у ребенка действительно есть признаки риска развития нарушения речи или уже выражена задержка речевого развития, стоит получить справку психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) для обращения в службу ранней помощи.

Специалисты службы ранней помощи могут не только обучить родителей способам развивающей коммуникации с ребенком, оказать консультативную помощь, но и дать рекомендации по дальнейшему образованию ребенка.

Выбор есть

Ранняя помощь, как правило, оказывается ребенку до достижения им 3 лет. Следующим образовательным шагом для семьи будет выбор детского сада и образовательной программы, которых существует несколько вариантов.

Первый вариант — идти в детский сад. Второй — не идти в детский сад. Каким бы простым ни казался выбор, для родителей детей с нарушениями речи, особенно «неговорящих» детей, этот выбор часто оказывается сложным. «А как ребенок объяснит в саду, что ему нравится или не нравится что-то? Как его примут другие дети?» Эти и другие вопросы часто озвучивают родители на консультациях. При принятии решения стоит опираться не только на свои тревоги и советы окружающих, но и на пробы. И здесь снова есть несколько вариантов.

Например, если у вас есть возможность отдать ребенка в сад не на весь день, есть смысл попробовать группу кратковременного пребывания. Группа может реализовывать как основную общеразвивающую программу, так и адаптированную программу для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста.

В первом случае позитивным фактором будет являться окружение сверстников и отсутствие многих традиционных режимных моментов (сон в саду, еда в условиях группы и т. д.).

Во втором случае программа предусматривает коррекционно-педагогическую и логопедическую работу с детьми. Для посещения такой группы необходима справка психолого-медико-педагогической комиссии.

Если же есть необходимость отдавать ребенка в детский сад на весь день, то опять же стоит учесть ряд моментов. Во-первых, ознакомиться с программой, которую реализует образовательная организация в выбранной вами группе. Программа может быть как основная, так и адаптированная.

Адаптированная программа для диагностической группы предполагает различные виды помощи ребенку и семье, но реализуется не более одного года, далее рекомендуемую ребенку программу снова уточнит ПМПК. Адаптированная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи действует на указанный в справке ПМПК срок (она может быть и на весь период дошкольного образования). Пусть вас не пугает фраза про тяжелые нарушения речи — этот термин относится практически ко всем нарушениям речи, когда ребенку нужна логопедическая помощь.

Адаптированная программа в детском саду лучше простых занятий с логопедом — ведь тогда не только логопед учитывает специфику речи ребенка, но и весь педагогический коллектив. А реализовываться программа может как в отдельных группах (для всех детей группы), так и для отдельных детей в группе.

Если у ребенка нарушение речи более сложное, чем просто нарушение произношения звуков, не торопитесь начинать учить иностранные языки. Пока не полностью усвоена родная языковая система, введение второй языковой системы без веских причин нецелесообразно.

Разные программы обучения в школе

Вы и ваш ребенок можете выбрать любую школу. Самое главное условие — уровень программы школы должен соответствовать возможностям ребенка! Прежде чем выбирать амбициозные образовательные организации, ознакомьтесь с программой и требованиями, посоветуйтесь со специалистами.

И снова те же варианты программ: основная и адаптированная, которая в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования может быть разработана в двух вариантах — 5.1 и 5.2. Вариант программы рекомендует ПМПК, школа самостоятельно не имеет права выбрать ребенку программу.

Программа 5.1 подходит для тех детей, речевое нарушение которых менее серьезно. Срок обучения и объем знаний по этой программе полностью соответствуют основной образовательной программе. Различие в используемых методах, в возможности адаптации учебного материала и инструкций учителя к речевым возможностям ребенка, в сопровождении специалистов — логопеда и, возможно, психолога. Программу можно реализовывать в общеобразовательном классе — для одного ребенка или нескольких.

Программа 5.2 сохраняет весь объем знаний и умений в соответствии с основной программой, а реализовываться может дольше — до пяти лет. Эту программу рекомендуют детям, которым для усвоения программы потребуется более длительный начальный этап (подготовительный класс). Данная программа предусматривает еще больший объем сопровождения ребенка специалистами, бо́льшую степень адаптации учебных методик, приемов и материала.

Программа 5.2 реализуется в отдельных классах или коррекционных (речевых) школах. Несмотря на пугающее некоторых родителей название — коррекционная школа, эти образовательные организации ни в чем не уступают общеобразовательным, а в области коррекции нарушений речи имеют огромный опыт.

Часто встает вопрос: можно ли перевести ребенка в дальнейшем в обычный класс, обычную школу, на обычную программу? Конечно да, на это и направлены адаптированные программы. Но не стоит забывать, что нарушения речи у детей бывают и чрезвычайно стойкими. И в этом случае не стоит торопиться менять программу под воздействием «социальных» причин. Дайте ребенку возможность быть успешным и учиться с удовольствием в комфортных условиях.


Источник