Физика и экология

Внеклассное мероприятие по физике в 7 классе


Шевелева Екатерина Ивановна, учитель физики МАОУ Повадинская СОШ, Домодедовский район, Московская область


 

Цели:
Образовательная: расширить и углубить знания по разделу «МКТ»; помочь учащимся осмыслить и уяснить связь между состоянием окружающей среды и физическими процессами.
Развивающая: создать условия для развития умений: наблюдать, анализировать предложенные факты, осмысливать, обобщать, оценивать их. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Воспитательная: воспитывать навыки творческого усвоения и применения знаний; развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование:
* плакат, с нарисованным маршрутом игры либо слайд на интерактивной доске;
* флажки (фишки) для каждой команды;
* игровой кубик (на гранях которого цифры от 1 до 6)
* музыкальное оборудование

Время проведения: игра рассчитана на 50-60 минут
Место проведения: кабинет физики
 
Предварительная подготовка:
1. Разделить класс на четыре команды (с учётом диагностических материалов класса). Три команды будут непосредственно участвовать в игре. А четвёртая будет выполнять роль арбитра.
2. Каждой игровой команде предварительно раздать задание:
— выбрать командира команды;
— придумать название (желательно, чтобы это оно было связано с предметом «физика»)
— придумать девиз команды;
— подготовить на 1-2 мин выступление – представление команды (визитную карточку);
— подготовить рекламную паузу, в которой бы отражалась проблема взаимосвязи физики и экологии, при этом, как и полагается для рекламы, в ней должен быть преподнесён (разрекламирован) какой-либо физический объект, либо физическое явление;
— нарисовать эмблему команды;
— подготовить выступление – доклад не более чем на 3-4 минуты, в котором будет раскрыта проблема экологической обстановки в школе, предложены пути решения этих проблем и раскрыта связь между нарушениями экологической обстановки и физическим процессами.
3. Команде, которая будет исполнять роль судей, предлагается при помощи учителя выработать критерии, по которым они будут оценивать выступления игровых команд и их ответы; данные требования необходимо до игры объявить игровым командам.
4. Выбрать учащихся, ответственных за оформление и подготовку класса перед игровым уроком.
5. Выбрать учащихся, которые будут ответственны за рисование игрового поля.
6. Проконтролировать подготовку команд, дать советы, рекомендации, оказать помощь и поддержку.
7. На внеклассном занятии по физике, предшествующему игровому уроку желательно провести беседу, на которой учитель с учениками выясняет:
— почему возникли перед человечеством экологические проблемы;
— каковы причины загрязнения окружающей среды;
— какими методами осуществляется экологический контроль;
— какие экологические проблемы существуют в регионе, в котором мы живём (п. Вельяминово Домодедовский р-н).
 
Музыкальное оформление: музыка звучит в начале игры, в конце, а также заполняет игровые паузы. Также после правильного и неправильного ответов звучат соответствующие музыкальные сигналы.

Схема урока: учитель приветствует класс, затем объясняет ещё раз правила игры, начинается игра.
В ходе игры учитель выполняет роль ведущего, следит за правильностью ответов команд и адекватностью оценок команды-арбитра.
Учитель подводит итоги игры, проводит церемонию награждения команд.

Правила игры:
Игровое поле разбито на 50 клеток. Каждая клетка имеет свой цвет:
Зелёный – продвижение ещё на 2 клетки вперёд;
Красный – возвращение на 2 клетки назад;
Фиолетовый – вопрос в данной клетке связан с физическими приборами;
Жёлтый – вопрос в данной клетке связан с экологическими катастрофами;
Оранжевый – вопрос связан с физическими явлениями, связанными с нарушениями экологической обстановки.

Игра начинается с представления команд. Порядок выступления команд определяется жеребьёвкой при помощи игрового кубика. Команда представляет своего командира, девиз, эмблему и т.д. Затем капитан выступает с подготовленным докладом на тему экологической обстановки в школе. После каждых двух ходов игры всех команд разыгрывается рекламная пауза (заранее подготовленная командами).
Команда судей оценивают, комментируют своё решение, объявляет о результатах игры.
 
Примеры игровых вопросов:

1. Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой? (Плотность керосина меньше плотности воды, поэтому керосин всплывает поверх воды и, получив большую поверхность, соприкасающуюся с воздухом, горит сильнее, чем раньше)

2. Оказывается, такое изобретение физиков, как телефон (Александр Белл, 1985 год), установленный в общественном месте, не такая уж безобидная вещь. Почему? (Исследование установило, что из 50 телефонов безопасными оказались только 8, в остальных трубках были обнаружены микроорганизмы, способные вызвать желудочные заболевания и пневмонию).

3. Устрицы и другие моллюски мгновенно реагируют на загрязнённость воды. Это их свойство решили использовать голландские учёные. Что же они изобрели? (Они к ракушке моллюска прикрепили крохотный электроприбор, который следит, открыты створки домика или нет, и подаёт радиосигнал)

4. Вызвал учитель ученика:
— Урок приготовил?
– Приготовил.
– Прочти.
— Не могу.
– Как так – «не могу»? – сердится учитель, — значит, всё-таки не приготовил?
— Приготовил, — чуть не плачет ученик. — Просто моя тетрадка растаяла.

Что за тающая тетрадь была у ученика? Была ли она более экологически безопасной, чем сегодняшние тетради? (Раньше были восковые тетради, которые на жаре таяли. Они были экологически безопаснее…)

5. В 1730 г. термометр был сконструирован французским учёным Реомюром, а в 1742 году – шведским учёным Цельсием. В чём же главное отличие градуировки шкалы? (Точка плавления льда на обоих термометрах обозначена «0». На этом сходства заканчиваются. А вот шкала от 0 до точки кипения воды, в первом случае была разбита на 80, а во втором на 100 делений).

6. Какова экологическая обстановка в вашем городе? С какими физическими процессами это связано?

7. Одной из экологических катастроф является разлив топлива, нефти из танкеров. Почему нефть распространяется по поверхности воды, а не погружается на дно? Чем опасна эта ситуация для экологической обстановки?

8. При выбросе в атмосферу отравляющих веществ даже в безветренную погоду эвакуируют людей не только из очага выброса, но и из мест вполне далёких от него. Почему?

9. Считается, что эти два прибора были изобретены для познания мира. С помощью одного человечество поняло своё величие, с помощью другого ощутило своё ничтожество. (Микроскоп и телескоп).

10. Воздух с каждым годом загрязняется. Учёные сравнивают пробы воздуха за последние 100 лет, хотя таких данных до 1958 года не существовало. Откуда же учёные берут данные о воздухе начала двадцатого века? (Учёные нашли в музеях мира герметически закрытые предметы — телескопы, навигационные приборы, из них берут пробы)

Источник: nsportal.ru