Два урока по 45 минут

Вопрос о продолжительности проведения ВПР по русскому языку для выпускников начальной школы

В школах согласно плану проходят всероссийские проверочные работы для учеников начальных классов. В образовательном сообществе возникла дискуссия о длительности проведения ВПР по русскому языку в 4-м классе. Причиной обсуждения стало сообщение, которое прошло в средствах массовой информации.

Длительность всех всероссийских проверочных работ со следующего года планируется сократить до одного урока, сообщила пресс-служба Рособрнадзора. В настоящее время, согласно информации на сайте Федерального института оценки качества образования, на выполнение проверочной работы по русскому языку в 4-м классе дается 90 минут. Два урока по 45 минут в разные дни.

Рассмотрим подробнее задания Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 4-м классе на конкретных примерах из образца работы с сайта ФИОКО. Это поможет проанализировать их и ответить на следующие вопросы:

  1. Какие знания и навыки проверяет ВПР по русскому языку в 4-м классе?
  2. Необходимы ли проверяемые знания и навыки, полученные в начальных классах, в основной школе?
  3. Насколько обоснована длительность проведения ВПР по русскому языку в 4-м классе?

Итак, вариант проверочной работы по русскому языку состоит из двух частей, которые выполняются в разные дни и различаются по содержанию и количеству заданий.

Часть 1 содержит три задания: диктант (задание 1) и два задания по написанному тексту. Какие знания и навыки проверяются?

Задание 1 проверяет традиционное базовое умение обучающихся правильно писать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Успешное выполнение задания предусматривает сформированный навык аудирования, понимание на слух информации. А это крайне важный навык, поскольку обучение грамотному письму – составная часть всего содержания обучения родному языку как в начальной школе, так и в основной.

Задания 2 и 3 предполагают оценку знания основных языковых единиц. Задание 2 проверяет умение распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении. Задание 3 пункт 1 проверяет умение распознавать и графически обозначать главные члены предложения, задание 3 пункт 2 – умение распознавать изученные части речи в предложении. Иными словами, задания 2 и 3 оценивают знания и навыки таких разделов русского языка, как «Морфология» и «Синтаксис». Эти разделы составляют грамматику, овладевая основами которой обучающийся получает возможность правильно строить грамотные высказывания. Эти умения и навыки универсальны. Они найдут применение в основной школе во время изучения предметов гуманитарного, естественно-научного, технологического, социально-экономического циклов.

Задание 4 направлено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму. Задание 5 – на проверку умения классифицировать согласные звуки в результате фонетического анализа.

Следует отметить, что фонетические представления обучающихся начальной школы – это прочная база для дальнейшего освоения языковой системы в основной школе. Если у обучающегося плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих.

В задании 6 на основании адекватного понимания обучающимися содержания текста проверяются умения распознавать и формулировать основную мысль текста в письменной форме.

Задание 7 оценивает умение составлять план прочитанного текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Нужно сказать, что умения определять основную мысль текста и составлять план, без сомнения, важны в системе обучения младших школьников, так как помогают обучающимся понять взаимосвязь между частями текста, установить последовательность событий. Позволяют снизить затраты времени на многократное чтение и увеличить объем обрабатываемых текстов. Невозможно отрицать утверждение, что объем информации в основной школе увеличивается. Поэтому знания и умения, которые оценивают задания 6 и 7 ВПР по русскому языку, необходимы для обучающихся старшего звена.

Задание 8 проверяет уровень владения общеучебными универсальными действиями – умение задавать вопросы в письменной форме на основании анализа прочитанного текста, преобразовывать воспринятую информацию в речевое высказывание. Умение грамотно работать с текстом, составлять вопросы к тексту – это одна из составляющих навыка критического мышления. Навык критически воспринимать информацию в настоящее время является одним из основополагающих умений человека наряду с письмом и владением компьютером.

Задание 9 выявляет уровень языкового опознавательного умения обучающихся распознавать значение конкретного слова. По сути, обучающийся должен составить словарную статью – толкование предложенного слова. Нужно сказать, что без внимательной работы со словами не может быть понимания текста, слово порождает текст. Поэтому, овладев умением распознавать лексическое значение слова, обучающийся младших классов получит возможность в основной школе продуктивно работать с текстом любой сложности.

Задание 10 оценивает языковое умение подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы).

Данное умение необходимо для эффективного речевого общения, а также для понимания обучающимися уместного употребления близких по значению слов в собственной речи.

Задания 11-14 проверяют знание обучающимися основных языковых единиц и направлены на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: навык анализа структуры слова, умение преобразовывать структурную схему слова в слово; умение анализировать грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов; умение выстраивать логическую цепь рассуждений.

Сложно переоценить значение умения логически мыслить в системе обучения. Логическое мышление помогает обучающемуся четко и в доступной форме излагать все свои мысли, быстро находить правильное решение проблем, даже находясь в критической ситуации, исправлять свои ошибки, избегать новых промахов.

Назначение задания 15 весьма обширно. Оно предполагает проверку умения определять конкретную ситуацию на основании анализа содержания выражения и собственного жизненного опыта и адекватно интерпретировать пословицу.

Анализ заданий Всероссийской проверочной работы по русскому языку в 4-м классе позволяет ответить на вопросы, поставленные в начале статьи, и сделать следующие выводы:

  1. ВПР по русскому языку проверяет именно те знания и навыки, которые получили ученики 4-х классов в соответствии с ФОП НОО.
  2. ВПР по русскому языку в достаточной мере проверяет уровень подготовки младших школьников для продуктивного обучения в последующем — при переходе в основную школу.
  3. Два урока по 45 минут – это совершенно обоснованная длительность проведения проверочной работы по русскому языку. Так как в соответствии с методическими рекомендациями к проведению контрольных работ объединить выполнение части 1 и части 2 ВПР невозможно, поскольку каждая часть является полноценной проверочной работой на выполнение которой дается 45 минут.

Кроме того, сократить какую-либо часть работы, исключив некоторые задания, тоже не представляется возможным, так как грамотно выстроенные по содержанию и видам деятельности задания вариантов проверочной работы, охватывают все необходимые универсальные учебные действия, позволяющие получить портрет выпускника начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, владеющий основами умения учиться. Напротив, выполнение частей 1 и 2 проверочной работы по русскому языку в разные дни создает благоприятный психологический фон, снижает тревожность и абсолютно не перегружает обучающихся.

Источник