Домой без домашки
Разработка игровых учебных заданий как форма домашней работы
Учиться в школе – не всегда простая задача, особенно большая нагрузка ложится на ученика при выполнении домашних заданий. Может ли это быть интересным и увлекательным занятием, а не монотонным тяжелым трудом?
Вопрос о необходимости домашнего задания и его форме до сих пор активно обсуждается педагогами и учеными. В 2023-2024 учебном году учителя нашей школы работают над проектом «Домой без домашки», в рамках которого стараются внедрить домашнее задание в урок или разработать новые интересные формы заданий.
Домашние задания – часть процесса обучения, которая организуются учителем с целью закрепления и углубления знаний учащихся, полученных на уроке, а также для подготовки их к активному восприятию нового учебного материала. Домашние задания развивают навыки самостоятельной работы, формируют интерес, воспитывают волю и ответственность.
В научном и педагогическом сообществе ведутся споры: нужно ли сохранять практику выполнения домашних или их можно полностью отменить?
Из плюсов выполнения домашнего задания можно выделить следующие:
- Помогает закреплять пройденный материал. Методисты отмечают, что до 50-70 % сведений, полученных на уроках, забывается, если их не повторить.
- Положительно влияет на успеваемость. Те, кто ежедневно уделяет время выполнению домашнего задания, часто значительно превосходят остальных в учебе.
- Приобщает родителей к учебному процессу. Домашнее задание позволяет родителям контролировать образовательный процесс своих детей – отслеживать, какие темы входят в программу, насколько хорошо они освоены, нужна ли помощь.
- Контролирует уровень знаний. Выполненная учеником работа позволяет преподавателям оценить уровень освоения материала.
- Учит самоорганизации. Психологи считают, что навык выполнения домашнего задания очень полезен. Он учит самоорганизации, что обязательно пригодится во взрослой жизни. Ученики учатся расставлять приоритеты, распределять время, искать нужную информацию, критически мыслить, вычленять главное.
Плюсы домашнего задания в школе перевешивают возможные минусы, без углубленного изучения и практического применения знаний невозможно добиться их закрепления. Поэтому лучшим решением проблемы оказывается изменение количества и формы домашних заданий.
Домашние задания не должны быть однообразными, шаблонными. Школьникам очень нравится элемент творчества и новизны. В этом учебном году я часто предлагала своим ученикам дифференцированные домашние задания, которые включали в себя творческий уровень работы. Например, я предложила ученикам 8 класса создать собственные интересные задания для своих одноклассников, чтобы урок прошел интереснее.
Первым опытом стало создание игры-презентации «Верю-не верю» по биографии Ф.М. Достоевского. Ребята нашли в интернете разные интересные факты о писателе, подобрали подходящие картинки, красиво оформили презентацию и вдвоем провели игру в начале урока литературы. Каждый ответ ученики-ведущие комментировали более подробной информацией из биографии писателя.
Следующим шагом стало создание кроссворда по русскому языку, который включал в себя разные вопросы по пройденным ранее темам. Вопросы мы вывели на экран проектора, а бланки с клетками раздали ребятам по группам по четыре человека. Классы отлично справились с заданиями и получили удовольствие от процесса.
Ученикам очень понравилось самим придумывать задания, а потом побывать в роли учителя. Ребята тоже одобрили такой формат работы. После урока мы провели небольшой опрос, который показал, что:
- 100% учеников понравилась такая игра;
- 93% учеников хотели бы использовать такой формат заданий и на следующих уроках;
- 57% учеников хотели бы самостоятельно разработать свои задания для класса.
Вскоре мы заметили, что все больше ребят действительно стали пробовать себя в такой форме домашней работы. Из дополнительных плюсов можно отметить то, что учителю нужно было готовить меньше материалов для урока. И он сможет использовать их в следующем году, в других классах или передавать своим коллегам.
Выполнение домашнего задания – одна из основных обязанностей каждого школьника. Но этот процесс может быть интересным и эффективным как для учителя, так и для учеников.
В школе №1699 Управления делами Президента Российской Федерации запланировано еще много мероприятий, во время которых учителя будут снова и снова возвращаться к вопросу усовершенствования системы домашних заданий.
Уверена, что многие школьники по всей стране будут рады тоже попробовать выполнить такой вид домашнего задания. Это интересно и очень познавательно!
Виктория Паладий, учитель русского языка и литературы, ФГБОУ СОШ №1699 Управления делами Президента РФ