Доброта и жестокость

Воспитательная беседа для детей 7-10 лет

Автор: Елена Анатольевна КОТЛОВА, ГБОУ Школа № 525, Санкт-Петербург

Материал беседы будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей ГПД, педагогов дополнительного образования, родителей.

Цель: Ознакомление детей с понятием «доброта», «жестокость».

Задачи:

  • Развивать умение творить добро, устранять проявления жестокости в своем поведении.
  • Воспитывать чуткое отношение к людям и всему окружающему миру.

Ход беседы

Педагог. Человек приходит в мир для добра. Он наделен умом, поэтому может очень многому научиться, способен творить сам свою судьбу. Но чтобы быть хозяином собственной судьбы, ему нужно с детства учиться, много работать над собой, закалять волю и характер, приобретать хорошие привычки, совершенствовать дух и тело, производить различные умения и навыки. Все это под силу каждому человеку, ибо знания, умения и навыки сами не приходят, их нужно добывать упорным трудом. С детства человек должен занять активную жизненную позицию и добиваться всего сам. И чтобы жить в этом многообразном и сложном мире достойно, надо много чему научиться, знать, уметь, а главное – быть добрым и мудрым человеком.

  • Как вы думаете, что такое доброта? В чем она проявляется?
  • Как вы относитесь к тем людям, которые с вами добрые, ласковые и искренние?
  • Приведите примеры человеческой доброты, что вы видели или испытали на себе?
  • Как вы думаете, что такое жестокость? В чем она может проявляться?
  • Хотели ли вы жить с жестокими людьми или просто встретиться с ними? Почему?
  • Какими бы вы хотели быть в этой жизни: жестокими или добрыми? Почему? Докажите это. (Ответы детей).

Вижу, вы понимаете, что такое доброта и что такое жестокость и не хотели бы встретиться в своей жизни с жестоким человеком. Поэтому давайте поговорим о том, как не стать жестоким, а вырасти добрым, отзывчивым, сострадательным к чужому горю. В нашем городе есть бездомные собаки и кошки.

  • Как вы думаете, ребята, откуда берутся бродячие животные?

Нужно подвести ребят к выводу, что большинство безнадзорных животных появляются потому, что их выбрасывают хозяева. И это результат людской жестокости и нерадения. Нужно ответственно относиться к животному, который становится членом твоей семьи, если ты взял его в свой дом.

Давайте рассмотрим такой случай: вы давно мечтали о домашнем животном, вам хотелось иметь у себя дома красивого песика, который бы вас любил, слушался, выполнял различные команды. И вот вам, наконец, принесли щенка – вашего будущего друга. Принесли просто так, из любви к вам, хотя родители были категорически против. И вот начались напряженные дни. Песик не только играется и забавно переворачивается, а еще и скулит, скучает по маме, отказывается есть то, что вы предлагаете, а чем накормить его, вы не знаете и, что хуже всего, — за ним надо убирать. Вам не хочется, а мама с папой ругают вас. Вы упорно стараетесь перебороть в себе неприязнь к такого вида занятий, но перебороть себя не можете. Мама настаивает, чтобы выгнать пса из квартиры и постоянно это делает, когда вас нет дома. Вы в отчаянии. Все это так надоело и еще и поездка куда-то понадобилась. Вот вы выносите пса на улицу и оставляете его подальше от дома. Сердце немного сжимается, но поездка куда важнее песика, поэтому вы выбираете ее.

А пёсик? Он маленький, беззащитный… Теперь у него нет ни мамы, ни хозяина, который бы заботился о нем, а сам он беспомощен. Что же ему остается делать?

Вы поедете с родителями отдыхать, они будут заботиться, чтобы вы радовались и наслаждались жизнью. А в это время ваш четвероногий друг ищет себе пищу на помойках, его уже, может, разрывают бродячие псы. Их так же кто-то выбросил, потому что не хотел ухаживать, не хотел пачкать беленьких рук… Взгляните, дети, вокруг себя. Таких собачек и котиков много даже в нашем районе. Или это не те зверьки, которых кто-то сначала взял, чтобы позабавиться, а потом выбросил, потому что такое занятие показалось трудным?

Сейчас мы с вами нарисуем своего домашнего любимца – песика, котика, или морскую свинку (Дети рисуют).

  • А какие вы знаете пути защиты бездомных животных?
  • Как нужно решать их судьбу?

Ведь сейчас понятно всему цивилизованному миру, что убивать бездомных животных, прежде всего, жестоко. К тому же таким путем количество бездомных животных не отрегулировать. Ведь собаки и кошки будут бороться, как любой вид, за существование.

Дети наверняка скажут, что нужен приют для бездомных животных.

Учитель: Давайте, ребята, порассуждаем, что такое собачий и кошачий приют. Это чистые и удобные клетки для животных, которые должны быть обеспечены водой и едой, теплом в зимнее время. Клетки нужно убирать, животных осматривать и лечить, делать им прививки от разных болезней, чтобы не было эпидемий. Животных нужно выгуливать. Из приюта можно взять животное домой. Породистая собака стоит дорого, а в приюте можно взять собаку или кошку бесплатно. В приюте можно было бы учиться дрессировать собаку, прослушать беседы, как за ней ухаживать. Если родители против содержания животных в доме, можно было бы прийти пообщаться с животным. Польза от приюта — и животным, и человеку.

А если все-таки нет приютов, и бездомные животные встретились вам на улице? Как быть?

Прежде всего, не обижайте их. Не бойтесь, но будьте и осторожны. Если вам встретится стая лающих агрессивных бездомных собак, старайтесь обойти ее стороной. Ели вы погладили бездомное животное — вымойте руки.

Хорошо, если вы сможете разобраться, потерялось животное или оно уже привыкло к улице. Если потерялось, то ведет себя неуверенно, испуганно, ищет помощи у человека. Если можете – помогите ему. Напишите объявление или обратите внимание на объявления о потерянных животных. Укажите район, где видели животное, приметы собаки или кошки – окрас шерсти, породу, если знаете.

Составление «Правил гуманного отношения к животным».

Давайте вместе попытаемся выработать «Правила гуманного отношения к животным».

«Животные — не меньшие наши братья и не бедные родственники: они — иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени, такие же, как и мы, пленники земных страданий и земного великолепия» (Генри Бестон)

  • Первое правило гуманного отношения к животным: «Многие считают, что для того чтобы животное считало себя полностью счастливым, достаточно его хорошо кормить и не обижать. Если мы содержим в городе животных, мы должны их оберегать от опасностей, которые им несет городская среда — животные должны быть поднадзором».
  • Второе правило: «Животное должно иметь достаточное жизненное пространство».
  • Третье правило: «Пища животных должна отвечать их потребностям».
  • Четвертое правило: …
  • И пятое правило: Запомните, мы в ответе за тех, кого приручаем.

Равнодушный человек может пройти мимо человека, попавшего в беду. Помните, дети, жестоким свое сердце сделать легко, только стоит несколько раз сделать зло, а дальше это становится привычкой. Люди с жестоким сердцем способны на преступление. Они, не колеблясь, убивают, грабят. Но любое преступление наказуемо. Рано или поздно жестокого человека наказывают за его преступления.

А теперь подумаем вместе, кому лучше в мире жить: доброму или злому? (Ответы детей). Добрый человек может достичь вершин в своей жизни, если только этого захочет. А злой? Он обязательно сделает что-то такое, за что будет наказан. Достигнет ли этот человек успехов? А теперь скажите, дети, что делает сердце жестоким? (Ответы детей).

Конечно, вы еще маленькие и не можете помогать всем животным, которые нуждаются в этом, всем людям, так, как это делают взрослые. Чтобы ваше сердце было добрым, а не жестоким, то не творите зла. Помогите, чем сможете, не проходите мимо нуждающегося. И нет разницы – человек это или животное, все мы хотим тепла и ласки, любви и защиты.

Спешите творить добро, учитесь сочувствовать. Не пытайтесь кому-то сделать зло, причинить боль, потому что за это рано или поздно вы будете наказаны. Когда-нибудь вы также можете оказаться в затруднительной ситуации, и вам никто не подаст руки.

Помните! Как вы относитесь к этому миру, такой стороной и мир к вам повернется. Если вы вырастете добрыми людьми, то будет и вам везде хорошо, ибо, как говорит народная мудрость: «Хорошему везде хорошо!» А когда вы будете делать зло, когда ваше сердце станет жестоким, то и мир к вам повернется жестокостью и злом. Не забывайте об этом никогда. Пусть в вашем сердце всегда живут великая любовь и доброта, искренность и сочувствие, человечность и щедрость.

Ребенок 1. А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может, не слова — дела важны?

Дела — делами, а слова — словами.

Ребенок 2. Они живут у каждого из нас

На дне души, до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)

 

Список литературы:

  1. Захаренко А.А. Слово к потомкам. – К.: СПД Богданова А. М., 2006.
  2. Настольная книга педагога. Пособие для тех, кто хочет быть учителем-мастером / Составители: Андреева В.М., Григора В.В. – Х.: Основа, 2007.

Источник