Азбука вежливости и хороших манер

Проект для 5 класса

Звучит фоновая музыка «Дорогою добра»

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня мы завершаем работу над проектом «Азбука вежливости и хороших манер». Поговорим об очень важных и нужных для человека словах, без которых мы не сможем обойтись, если хотим быть воспитанными, вежливыми людьми. Сколько уж минуло веков, а люди всё ещё ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и уважение чужих обычаев. Знание этикета – один из необходимых признаков воспитанности.

Ведущий 2. Всем окружающим людям хочется, чтобы их уважали и хорошо относились, поэтому надо помнить, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья. Человека, который знает все правила этикета и соблюдает их, называют культурным или воспитанным человеком.

Ведущий 3. Мы решили расширить свой словарный запас вежливыми, культурными словами. Мы подобрали стихи о значимости вежливых слов в жизни.

Ведущий 2:

Эти слова все известны давно,

Видишь, они просты, и не новы.

Но я ещё раз повторю всё равно:

— Добрые люди, будьте здоровы!

Обучающийся 1:

— Добрый день! – тебе сказали.

— Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и красоты.

Обучающийся 2:

— Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

— Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Обучающийся 3:

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз?

Обучающийся 4:

Вам желаю «Доброго пути».

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Только к доброму чему-нибудь.

Обучающийся 5:

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Ведущий 3. А сейчас мы с вами проверим, какие вы вежливые.

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка — там конец.

Кто подскажет — молодец!

 

Игра «Доскажи словечко»

  1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого … («Спасибо»).

  1. Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … («Добрый день»).

  1. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы … («Спасибо»).

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, … («Здравствуйте»).

  1. Когда нас бранят за шалости,

Говорим … («Прости, пожалуйста»).

  1. И во Франции, и в Дании

На прощание говорят … («До свидания»).

  1. Ровно, прямо мы сидим,

Если за столом … (едим).

  1. Мы на день рождения

Не придем без … (приглашения).

  1. Перед едой руки вымоем … (водой).
  2. Мы оденемся прилично,

Аккуратно, симпатично,

И подарок мы возьмем,

Если в … (гости) мы пойдем.

Ведущий 4. Знакомы ли вам правила вежливости?

  1. Назовите как можно больше вежливых слов.
  2. Найдите ошибки в поведении детей.
  3. В каких случаях мы используем эти слова?

Ведущий 2. Ситуации.

Ситуация 1. У двери в класс остановились:

  • Девочка
  • Мальчик
  • Учительница

— В каком порядке они должны войти в класс?

Ситуация 2. Вот что сказали девочки, когда получили подарки:

  • Таня: «А сколько это стоит?»
  • Надя: «У-у-у, я хотела совсем не это …»
  • Лена: «Спасибо! Я очень рада подарку!»

— Чей ответ вы считаете правильным?

— Как вы поступите в следующих ситуациях?

Ситуация 3. В коридоре вы увидели, как бросили мусор.

Ситуация 4. Плачет ученик первоклассник.

Ситуация 5. Одновременно с учителем заходите в школу.

Ситуация 6. Учитель несёт стопку книг.

 

Ведущий 1. Проверь себя.

Игра: «Хорошо или плохо»

  • Поддразнивать и задираться?
  • Быть опрятным и чистоплотным?
  • Постоянно жевать резинку?
  • Слушать музыку на большой громкости?
  • За столом махать руками и жестикулировать?
  • Предлагать свою помощь?
  • Шептаться в обществе, секретничать и хихикать, прикрывая рот рукой?

 

Викторина «Поговорим об этикете»

Ведущий 4:

  1. Кто должен снять головной убор, заходя в помещение?
  • Мальчики
  • Девочки
  • Женщины
  1. Во время еды нужно:
  • Есть с набитым ртом.
  • Разговаривать.
  • Есть не торопясь.
  1. Тарелка с хлебом стоит на другом краю стола. Как нужно поступить?
  • Встать и подойти к тарелке.
  • Дотянуться самому.
  • Попросить, чтобы тебе передали.
  1. Правила поведения в школе.
  • Спускаться и подниматься по лестнице нужно с левой стороны.
  • Подниматься по правой стороне, а спускаться по левой.
  • Спускаться и подниматься по лестнице нужно с правой стороны.
  • Как получится.
  1. Жевательную резинку жевать разрешается:
  • Только когда один.
  • Никогда.
  • На перемене.
  • Всегда.
  1. Если на уроке отвечает одноклассник, необходимо:
  • Сидеть тихо.
  • Подсказывать.
  • Заняться своими делами.
  • Перебить его и ответить самому.
  1. Во время урока необходимо:
  • Заниматься своими делами.
  • Болтать.
  • Вести себя тихо.
  • Стараться отдыхать.
  1. В школе вы увидели незнакомого человека. Что вы сделаете?
  • Поздороваюсь.
  • Пройду мимо.
  • Не замечу.
  • Спрошу: «Как дела?»
  1. На перемене необходимо:
  • Громко слушать музыку.
  • Кричать.
  • Бегать по школе.
  • Тихо поиграть.
  1. Можно ли шептаться с другом или подругой в присутствии других людей?
  • Если очень много людей, то можно.
  • Можно.
  • Нельзя.

Ведущий 1. Сочиняем стихотворение о правилах поведения в школе.

  1. На уроке будь старательным

Будь спокойным и … (внимательным).

  1. Всё пиши, не отставая.

Слушай, не … (перебивая).

  1. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … (понятно).

  1. Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

  1. А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

  1. Знай: закончился урок,

Коль услышал ты … (звонок).

  1. Чтоб не тревожились врачи,

На переменках не … (кричи).

Ведущий 3. Дорогие ребята, мы с вами провели большую работу в нашем проекте «Азбука вежливости и хороших манер». Мы рисовали, читали стихи, знакомились с пословицами, отгадывали загадки, разбирали различные ситуации, в которых вы непосредственно участвовали. Провели занятия, на которых было много сказано о вежливости и о хороших манерах. А теперь посмотрите фильм нашего проекта.

 

Демонстрация фильма «Проект «Азбука вежливости и хороших манер»».

Практическая работа. Делаем солнышко из вежливых слов.

Звучит песня «Если добрый ты»

 

Ведущий 2:

  1. Вежливых слов не одно и не два, помни и знай эти чудо слова!
  2. Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять. Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать.
  3. Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять. Мы окажем друг другу вниманье и друг друга сумеем понять.

Все: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!

 

Звучит песня «У друзей нет выходных»

Фотосессия

 

Автор: Кочерова Татьяна Михайловна, ГБУ «КРОЦ»