Дисциплина на уроке: как наладить сотрудничество с детьми

Почему у одних учителей дети на уроке ведут себя тихо, а у других стоят на головах? Как удерживать внимание класса? Что можно сделать, чтобы школьники охотно шли на занятия и проявляли неподдельный интерес к изучаемому предмету? Методисты образовательного центра «Каменный город» подготовили несколько рекомендаций, которые помогут превратить противостояние между педагогом и учениками в плодотворное сотрудничество.

Установите правила игры вместе

Ирина Ботнарь, учитель английского языка с большим стажем, основатель сообщества для педагогов We teach English, ведет ютьюб-канал о жизни и болях педагога, на который подписаны почти 30 тыс. человек. В выпуске о дисциплине она обращает внимание на то, что чаще всего дети даже не предполагают, что вы от них ожидаете, как можно себя вести, а как нельзя, и «по умолчанию они не могут догадаться».

Четко сформулируйте и расскажите ученикам о своих правилах и требованиях. А лучше предложите классу вместе выработать соглашение с обязательствами обеих сторон. Выполнение собственных обязательств ставит ребенка в позицию сильного, способствует самодисциплине, дети включают внутреннюю мотивацию и заинтересованность, а не послушание. Между учителем и классом возникает сотрудничество.

Работайте над свободной и динамичной речью

Не будьте заложником собственного конспекта. Если вы бубните, не отрывая взгляд от записей, то теряете внимание учеников. Во-первых, они банально вас не слышат. Во-вторых, монотонная речь нагоняет тоску даже на самых ответственных школьников. Если ребенку становится скучно, он начинает искать любые способы развлечься. И дисциплине приходит конец.

Ваша речь должна быть чистой и динамичной. Голос и речь – один из инструментов фокусировки внимания. Используйте выразительные паузы, говорите шепотом, чтобы дать понять, что кто-то вас отвлекает. Внимательно слушающие вас ученики начинают шикать на одноклассников, и такое воздействие работает.

Сделайте урок реально интересным

Одна из многочисленных причин шума в классе – банальная скука на уроке. Как сделать его увлекательным? Ирина Ботнарь в одном интервью сказала:

Главное вот что: если вы будете кормить своих учеников только знаниями, вы далеко не уедете. Людям нужны эмоции.

На перемене перед началом урока выведите на экран слайд с загадкой или ребусом, в котором зашифрована тема урока, предложите игру «Угадай ученых по глазам или прическе», продемонстрировав фрагменты фотографий. Напишите на доске провокационный вопрос, например: «Лиса может развить скорость до 50 км/ч. Это возможно?». Наша задача – зацепить внимание учеников с самого начала, настроить на работу, расшевелить любопытство.

Во время урока чередуйте разные виды заданий, добавляйте викторины, мини-эксперименты, делитесь интересными фактами, картинками (можно даже мемами). Используйте предметы, которые можно рассмотреть и потрогать. Так на уроке английского языка учитель использовала теннисный мячик, чтобы дети кидали его друг другу и называли слова по теме.

Информация, подкрепленная эмоциональным контекстом с привлечением нескольких чувств восприятия, усваивается в разы лучше.

Чередуйте стресс и рутину

В теории управления стрессом есть правило: все занятия в течение дня делятся на стрессовые и рутинные в соотношении 50 на 50. Стрессовые требуют физического или психического напряжения, преодоления сложностей, выхода за привычные рамки. А отработанные действия по алгоритму относятся к рутинным.

Контрольная работа или урок с творческими заданиями – это стрессовое занятие для учеников, а решение однотипных задач по алгебре или заполнение таблицы по тексту – рутинное.

Расписание предметов должно выстраиваться так, чтобы у детей была возможность разгрузиться. Запланировать рутинные занятия можно по любому предмету. Если на каждом уроке от учеников будут требовать работу на пределе возможностей, это приведет к тотальному эмоциональному и физическому переутомлению, а впоследствии – к дисциплинарному бунту.

Следите за темпом ведения урока

При вялом темпе работы сильные дети начинают скучать и отвлекаться, при слишком быстром дети послабее даже не стараются работать, потому что не видят шанса что-то понять или сделать.

Чаще всего в классе собираются дети разных уровней подготовки, кругозора, интересов и темперамента. Одни привыкли работать в режиме многозадачности: списывать с доски и при этом внимательно слушать педагога (свойственно девочкам). Другие (чаще мальчики) предпочитают делать что-то одно: или слушать, или писать. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Работа со смешанным классом – это навык, который нужно прокачивать. Ищите золотую середину. Предлагайте ученикам варианты действий, допустим: кто не успел списать с доски, оставляет место и дописывает дома (на следующий урок вы проверите, выполнил ли ученик задание). Это простимулирует детей и, скорее всего, вы убедитесь, что они в силах сделать куда больше, чем изначально демонстрируют: никому не хочется тратить свободное время дома на дописывание конспектов. Пробуйте давать дополнительную нагрузку тем, кто справляется быстрее, дайте им шанс заработать дополнительные баллы или оценку. Направьте их энергию в нужное русло.

Общайтесь на равных, но соблюдайте границы

Кристина Элизбарова, молодой учитель алгебры и геометрии пермского лицея №9, преподает всего 3 года, но с рабочей атмосферой на ее уроках нет никаких проблем, ученики на занятия идут охотно. Получается, что дисциплина в классе не так сильно зависит от стажа педагога. В чем же секрет?

Важно, чтобы дети не боялись подходить к учителю со своими проблемами, не стеснялись просить совета, помощи. Почти каждую перемену я провожу с учениками и стараюсь понять, чем они живут и что их беспокоит. Мы можем обсудить как трудную задачу по физике, так и тренды из «ТикТока», разные сериалы, послушать музыку или даже немного поиграть в сетевую игру на телефоне. Когда ребята видят, что тебе искренне интересно их слушать и вести с ними диалог, возникает доверие и дружеская связь. Конечно, это уместно в пределах разумного. Бывают ситуации, когда нужна и строгость. Но дети знают, что ругать я их могу только за дело. Когда у вас налажен контакт, с дисциплиной не будет никаких проблем, – делится Кристина Михайловна.

Самое главное правило для педагога: нельзя вести себя с учениками высокомерно, унижать их и оскорблять. Даже однажды позволив себе нечто подобное, можно навсегда лишиться доверия. А вот восстановить его очень трудно, поэтому относитесь к детям уважительно, считайтесь с их точкой зрения.

Учитывайте возраст учеников, давайте им возможность перезагрузиться

Психологи рекомендуют перестраивать работу на уроке в зависимости от возраста детей.

5–6-е классы – это еще дети, они быстро утомляются и легко отвлекаются. Их нужно постоянно держать в тонусе, чаще менять задания, немного развлекать на уроке и напоминать о правилах поведения. Если ученики расшумелись, педагогу может быть достаточно замолчать и строго посмотреть на них: через 10–15 секунд они заподозрят, что что-то не так, и начнут постепенно умолкать. Еще 20 секунд тишины в классе, и можно приступать к работе. Эти полминуты детям нужны будто для перезарядки.

7–11-е классы – это уже подростки, с ними полегче. Но и им нужна минутка просто поболтать друг с другом, с педагогом, чтобы чуть-чуть отвлечься от задач и сложных тем.

Учите детей учиться

Можно понять детей, которые не хотят выполнять задания, полагая, что «это нигде никогда не пригодится». Никто не хочет вкладывать усилия в бесполезные навыки.

Задача педагога – объяснить, зачем вы учите ту или иную тему, как пригодятся отрабатываемые навыки в реальной жизни. Ищите интересные аргументы: мы не учим предмет ради предмета, он является инструментом для достижения цели.

Посмотрите на себя со стороны

Поговорите с коллегами, которые легко управляют вниманием учеников на уроке. Попросите их поделиться практическими советами. Запишите свои уроки на видео и посмотрите на себя со стороны. Фиксируйте свое поведение, позы, голос, движения, моменты, когда ученики начинают нарушать дисциплину, – проведите самоанализ, подключите коллег. Определите свои сильные и слабые стороны, сделайте упор на первые и работайте над исправлением вторых.

Дисциплина онлайн

Все перечисленные выше рекомендации работают и при переходе на дистанционное обучение. Перед началом онлайн-занятий вы точно так же определяете свод правил, по которым будете работать:

  1. Ученики обязаны подключаться к уроку в надлежащем виде, сидя за рабочим местом.
  2. Для посещения онлайн-занятий дети обязательно должны включать видео и звук. Если вы видите, что ребенок, допустим, валяется в кровати, не допускайте его к занятиям.
  3. Во время урока нельзя устраивать перекусы: это проявление неуважения к педагогу и одноклассникам.
  4. Чтобы задать вопрос или ответить, нужно использовать специальную функцию «Поднять руку» (она есть в Zoom).
  5. Домашние работы можно отправлять до определенного времени, используя конкретный способ связи.

Что еще немаловажно – заручитесь поддержкой родителей: они точно заинтересованы в посещении ребенком занятий. Пусть помогут контролировать этот процесс.

Вдохните полной грудью: вы справитесь. Работа над дисциплиной кропотлива, требует много времени, терпения и систематичности. Но результат того стоит!


Источник