Дистанционное обучение: почему ожидания не совпадают с реальностью

Категории: Педсовет

Дистанционное обучение по-прежнему вызывает бурные дискуссии в образовательном сообществе: как организовать, как найти баланс между онлайном и офлайном и точки компетентностного роста. Ставшая в 2020 году повсеместной практика определенно требует доработки. Поэтому теме дистанта уделили особое внимание участники онлайн-консультации для молодых учителей и студентов старших курсов педагогических вузов «Молодой педагог в школе: победа без проигравших», которую 21 января провела образовательная платформа «Учи.ру». О том, как применять онлайн-инструменты наиболее эффективно, рассказали участники круглого стола «Дистанционное обучение в современных условиях»: руководитель направления «Учи.ру» по работе с учителями Екатерина Лапытова, руководитель проекта «Учи.ру» «Измерение знаний» Дарья Островская, профессор МПГУ Марина Вайндорф-Сысоева, методист Центра смешанного обучения Татьяна Жукова и руководитель образовательных проектов «ВКонтакте» Алсу Гарифуллина.

Как проходило дистанционное обучение

Основной проблемой дистанта, которую действительно сложно решить, была и остается недостаточная техническая обеспеченность педагогов и учеников. В некоторых семьях невозможно организовать правильную рабочую обстановку, особенно если детей несколько. С остальными трудностями, как отметили участники сессии, можно справиться. Переход на удаленку весной стал экстренным, к нему оказался никто не готов, хотя те, кто уже так или иначе внедряли онлайн, были в более удачном положении. Преодолевать сложности помогало взаимодействие участников образовательного процесса.

Учителя, наладившие коммуникацию в цепочке «педагог – родитель – ребенок», сумели справиться с проблемами. Все это делали по-разному: кто-то использовал чаты, кто-то – онлайн-платформы, кто-то осваивал другие инструменты, – отметила Дарья Островская, руководитель проекта «Учи.ру» «Измерение знаний».

Она же подчеркнула, что пандемия стимулировала педагогов изучать онлайн-ресурсы. Они осваивали новые инструменты, чтобы дать детям знания, несмотря на непростые условия. Одновременно и родители стали активнее участвовать в образовательном процессе.

Появился новый фактор – взаимодействие пользователей и LMS (образовательных систем, платформ). Сотрудникам «Учи.ру» пришлось дополнительно исследовать потребности учителей, многие из которых впервые познакомились с онлайн-технологиями, чтобы подготовить функционал, полезный им в текущий момент.

Основные сложности были с коммуникацией. Педагоги устраивали занятия через группы и чаты «ВКонтакте», Zoom, Skype. В одной школе директор организовал обучение через WhatsApp: один урок – 400 сообщений от учителя и 25 от детей. Образовательные платформы стремительно трансформировались, чтобы закрыть возникшие потребности: на «Учи.ру» в пандемию появился «Виртуальный класс», снявший вопрос, где и как общаться с учениками на уроке. С его помощью по итогам весеннего периода обучения было проведено более 810 тысяч уроков.

Мы заметили, что многие классы перенесли учебную коммуникацию в соцсеть «ВКонтакте». Приятно удивил учительский интерес к платформе в период первой волны. К нам летели тонны вопросов: как зарегистрироваться, как что использовать, как сделать чат с учениками. Мы учили педагогов работать с платформой для образования и развивали ее: например, увидели сложности педагогов со сторонними системами видео-конференц-связи, изучили все и расширили свою систему со звонками, – сообщила Алсу Гарифуллина, руководитель образовательных проектов «ВКонтакте».

Татьяна Жукова, учитель начальных классов школы №13 г. Обнинска Калужской области, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, рассказала, что и до дистанта участвовала в проектах «Учи.ру».

В пандемию платформа стала хорошим подспорьем. Где-то я задавала через нее домашнее задание: это проще и учителю, и родителю, и ребенку. И если снова случится тотальный онлайн, будем работать по проверенной схеме. Я делала анонимные опросники, чтобы понять, как родители относятся к построенному процессу. Мне писали, что дистант организован хорошо, но хочется скорее в школу. То есть не было каких-то нерешаемых проблем или претензий, никто не писал жалобы. Да, из 32 человек в классе двое не могли выходить на связь постоянно, но все равно мы находили возможность взаимодействия, – дополнила Татьяна.

Дистант как ключ к новым возможностям

Несмотря на сложности, возникающие при освоении дистанционного формата, он не лишен плюсов. Причем для всех сторон процесса: учеников, педагогов, родителей. И если впоследствии школы будут применять смешанное обучение, все участники от этого только выиграют. Взаимодействие учителя и ученика от появления камеры не изменяется: это тот же урок, и будет ли он интересным и эффективным, во многом зависит от педагога, а также от используемых им инструментов.

Для дистанционного обучения отлично подходит формат «перевернутого класса»: дети самостоятельно изучают новую тему с помощью онлайн-платформы, а после в офлайне материал закрепляется и отрабатывается. Такой механизм позволяет развить в учениках ответственность и самостоятельность – важнейшие качества, которые должна помочь сформировать школа, – считает Дарья Островская, руководитель проекта «Учи.ру» «Измерение знаний».

Вдобавок этот метод закрывает главный минус дистанционного обучения – сложность получения обратной связи для педагога. Параллельно устраняется недостаток офлайн-образования: обычно оценить усвоение новой темы на уроке сложно, а работа через платформу позволяет за несколько минут провести автоматическую проверку.

Еще один важный плюс дистанционной системы – возможность персонализировать образовательные программы. В первую очередь это касается домашних заданий, тестов, контрольных: на онлайн-платформе педагог может видеть успеваемость каждого ученика и выдавать ему задачи подходящего уровня сложности. Условно говоря, весь класс получает базовые примеры по математике, а пять человек, для которых это «семечки», решают усложненные варианты. После учитель анализирует, кто и как справился, делает выводы, с кем и что стоит проработать: повторно объяснить, дать самостоятельное задание на закрепление пройденной темы.

Чем чаще мы отправляем детей в Сеть (на проверенные ресурсы), тем активнее формируем у них ИКТ-компетентность, которая позже очень пригодится в жизни. В начальной школе нет специальных уроков, где мы бы рассказывали детям, как пользоваться компьютером, искать информацию, работать с какими-то сервисами. Дистант дал возможность научить их через эту будничную работу безопасному поиску, созданию контента, общению на форуме, перепискам по почте и другим навыкам, – добавила Татьяна Жукова.

Как выстроить эффективный учебный процесс

Дистант в той форме, в которой он был в 2020 году, ни педагогам, ни родителям, ни детям повторять не хочется. Однако многие участники образовательного процесса все же отмечают необходимость поддерживать новые умения и навыки и для этого готовы развивать идею смешанного обучения. К тому же нельзя исключать того, что случится новый виток пандемии или произойдет что-то подобное, и опять потребуется удаленка, поэтому всем необходимо подобрать и освоить инструменты для онлайн-работы.

К ним относятся образовательные платформы вроде «Виртуального класса» «Учи.ру», позволяющие загружать материалы, создавать презентации, общаться с детьми, получать от них реакцию. Они помогают педагогу увидеть, что понятно ученикам, а что нет, скорректировать процесс, стратегию урока. Для закрепления новой темы удобно использовать интерактивные задания – обучающие карточки-тренажеры. Отличным подспорьем станут готовые онлайн-уроки из базы платформы, которые ученик может прослушать или просмотреть дома в своем темпе, а также наборы проверочных работ – они получили популярность во время пандемии и как способ тестирования, и как идея для домашних заданий.

По мнению экспертов, дистанционное обучение – это взаимодействие совсем другого типа, нежели в обычном классе, поэтому педагогам также нужно развивать в себе определенные навыки и качества, в частности готовность теснее контактировать с детьми и не бояться получать от них помощь. У ребят есть важные навыки общения с технологиями, они могут, например, за секунды настроить Zoom. И для учителя нормально принять помощь, предложенную девятиклассником. Партнерство даст больший результат, чем менторство.

Марина Вайндорф-Сысоева, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения МПГУ, советует отработать несколько моментов:

Первое – нужно понять того, кого ты учишь. Например, есть дети, у которых дома нет рабочего места или оно не располагает к учебе. Учитель должен понять, как помочь разрешить ситуацию: какие формы взаимодействия придумать, чтобы ученик имел возможность получать знания и давать обратную связь. Второе – надо понять, через что учить, какие использовать инструменты, сервисы. В первую волну было много PDF-файлов, фотографий – с этим возникала масса сложностей. Нужно разбираться всем вместе и обязательно слушать детей, изучать их запросы: благодаря этому легко учить и выходить на контакт. Эффективность образовательного процесса повышается.

Несмотря на то, что идея онлайн-образования в России пока еще только развивается, есть частные школы, которые дистанционно работают с детьми уже много лет. Есть заочные формы обучения для вузов. Из этих практик можно брать какие-то элементы для школ. Помимо этого, учителям стоит обмениваться опытом, мнениями, авторскими системами, а родителям – активнее вникать в образовательный процесс. Пандемия показала, что их участие важно не меньше, чем вклад педагогов. И только общими усилиями удастся организовать грамотное онлайн-обучение.

Записи онлайн-консультаций для молодых учителей и студентов старших курсов педагогических вузов «Молодой педагог в школе: победа без проигравших» можно посмотреть на сайте мероприятия.


Источник