Дежурство и субботники. В российские школы может вернуться трудовое воспитание.

В Госдуме обсуждают изменения в закон «Об образовании», касающиеся трудового воспитания школьников. Труд ученика будет разрешен с согласия его самого либо родителя. Ожидается, что нормы в случае принятия такого закона заработают уже со следующего учебного года. Как именно предлагают трудиться школьникам и какие есть риски, рассказали в Госдуме на «круглом столе» по этой теме.

Председатель комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова напомнила, что подготовить законопроект о трудовом воспитании в школе поручил председатель палаты парламента Вячеслав Володин. В ходе правчаса с профильным министром Сергеем Кравцовым он пояснил, что нынешние нормы даже запрещают попросить ребенка помыть доску — надо получить разрешение родителей. «Но у нас те же родители просят, чтобы трудовое воспитание было неотъемлемой частью тех же программ», — отметил Володин.

После такого поручения спикера, как рассказала Казакова, к диалогу подключились педагоги, родительское сообщество. По ее словам, оппоненты — всего пять процентов родителей, это следует из всех проведенных опросов. «Родители опасаются, что детей будут привлекать к сложным работам, — рассказала Казакова. — Или директор отправит школьников на дачу к себе что-то убирать. Эти необоснованные риски мы хотели бы снять».

Многие понимают, что трудовые навыки необходимы, ведь без них о гармонично развитой личности речи не идет, считает глава комитета. Она напомнила, что человек стал человеком благодаря труду. Какие бы технологии ни появлялись, борщ сам, как говорится, не сварится, резюмировала депутат.

Представители старшего поколения вспоминают свои школьные годы — тогда было дежурство в классе, трудовые смены, субботники, напомнила Казакова. «И никому в голову не приходило, что государство использует детский труд, эксплуатируя школьников», — добавила она.

А сейчас нарушением прав ребенка могут счесть даже просьбу вытереть с доски или помыть парты. По букве закона, привлечение школьников к труду без согласия родителей запрещено.

Сейчас, по словам главы комитета, законодательство позволяет привлекать школьников к труду в рамках образовательной программы. А то, что вне ее, — по согласию родителей. Она предложила прописать — «разрешено с согласия родителей и самих обучающихся». Кроме того, следует закрепить трудовое воспитание в понятийном аппарате.

К труду, по словам Казаковой, надо привлекать с учетом особенностей здоровья. К примеру, если намечается пыльная работа во время субботника, то некоторые дети с противопоказаниями по здоровью ее выполнять не должны.

Документ планируют внести в ГД в весеннюю сессию, но сначала отработают формулировки с экспертами.

Вице-спикер палаты Борис Чернышов предложил прописать, что к труду можно привлекать ученика, когда он дает согласие — «это может быть формат на бумаге и устный», но и при этом требуется фиксация, заметил депутат. Кроме того, по его словам, нужна система отличия для тех, кто вовлечен в процесс трудового воспитания. Это могут быть, к примеру, значки.

Первый зампред профильного комитета ГД Яна Лантратова заявила, что такие поправки необходимы в контексте последних изменений в сфере образования.

«Мы отказались от понятия «образовательная услуга», вернули школе воспитательную функцию. И если мы говорим о том, что учитель — не обслуживающий персонал, то должны поощрять занятия детей общественно-полезным трудом.

Убрать с доски, полить цветы, накрыть столы — это простые задачи, но, игнорируя их, человеку трудно будет выполнить сложные. Ребенка важно приучать к труду.

Кроме того, на мой взгляд, хороший педагог не тот, кто уберет за моим ребенком, а тот, кто научит его убирать за собой и поддерживать порядок вокруг себя.

Уроки технологии, которые сейчас есть в школах, никак не могут заменить трудовое воспитание. Одно дело описать, как варить суп, а другое — его сварить. Приезжая в школы, я поднимала вопрос о возвращении трудового воспитания на встрече с учителями, и весь зал аплодировал.

Я и сама всегда с удовольствием дежурила в классе, особенно нравилось следить за порядком в школе. С гордостью носила повязку дежурного, будто становилась взрослее. Появлялось важное чувство ответственности не только за себя, но и за свою большую школьную семью.

Также важным считаю вовлечение в этот процесс родителей. Потому что они — лучший пример для детей. Можно подумать об организации совместных с родителями субботников. Родители — наши лучшие советники, потому что никто не знает их детей так, как они. И чем больше они будут участвовать в жизни школы, помогать и сотрудничать с педагогами, тем лучше».

 

Источник