Дети не слушаются, а я ничего не могу сделать
Как молодому учителю справиться с дисциплиной в классе? Отвечает школьный психолог Иван Брушлинский.
Вопрос: После института попыталась устроиться учителем начальных классов. Но вакансий в школе не было, взяли учителем музыки. Три года спустя получила собственный класс. Вскоре поняла, что не справляюсь с дисциплиной. Дети не слушались, ходили по классу, шумели. Ни увещевания, ни повышение голоса не работало, поэтому завуч стала завсегдатаем моих уроков. В конце года класс забрали, я вернулась на должность учителя музыки. И хотя дети мои уроки любят, ведут себя адекватно лишь в присутствии своих классных руководителей. Школьный психолог, к которому я обратилась за помощью, убеждает, что учитель — призвание, а значит, профессия не для всех. Можно ли как-то с этим работать или стоит уйти из школы?
Шесть советов молодому учителю
- Найдите единомышленников среди старших коллег. Попробуйте наладить контакт с теми, кто вас принимает, у кого вы сами готовы перенимать опыт.
- Налаживайте отношения с родителями учеников. Это ресурс, особенно когда речь идет о дисциплине. От контакта с родителями многое будет зависеть. Помните, что разговор с родителем исключительно из позиции «хочу пожаловаться на вашего ребенка» может сыграть с вами дурную шутку. Ему может надоесть слушать жалобы. Поэтому он сам начнет жаловаться на вас, обвиняя в непрофессионализме.
Строить отношения с родителями следует из позиции: «У нас с вами есть замечательный ребенок, давайте вместе дома и в школе обеспечим ему корректный вектор воспитания и образования». Вы должны стать командой и вместе справляться с трудностями.
- Негативная динамика в трудном классе редко бывает тотальной. Всполохи разрушающего учебную обстановку поведения обычно точечные. Всегда есть дети, которые создают конфликтную атмосферу. Работать с ними следует вместе с коллегами, школьным психологом и родителями.
- Играйте с рассадкой в классе, переключайте детей физкультминутками, используйте свисток или колокольчик для привлечения внимания, проводите воспитательные беседы, устанавливайте личный контакт — делайте все возможное, чтобы дети вас слышали на уроке.
Главное, ищите внутренние причины, почему ученики отвлекаются. Может оказаться, что одному ребенку просто необходимо чуть больше внимания, другому — помощь в разрешении конфликта с одноклассниками, третьему нужно чуть больше мягкости, иначе он воспринимает педагога как родителей, с которыми у него очень плохо выстроен диалог. Словом, ищите индивидуальный подход к тем ребятам, с которых начинается негативная динамика. Ищите способ, который будет работать с конкретным человеком.
- Работайте над собой. Изучайте видео, статьи и книги, в которых педагоги делятся опытом, приемами и своим отношением к профессии. Часто именно смысл помогает учителю переваривать трудности, с которыми он сталкивается. Утрата смысла всегда приводит к снижению трудоспособности, отсутствию самого желания справляться с детьми.
Личная терапия не бывает лишней. Порой дети затрагивают в нас те струнки, которые и так являются болезненными, например, неуверенность в себе, ощущение беспомощности, проблемы из детства. Не оставляйте это без внимания.
- Никакого призвания не существует. Если вы действительно хотите заниматься детьми, быть учителем, классным руководителем, то есть человеком, с которым дети готовы установить наиболее близкий контакт, рано или поздно это получится.
Почему педагоги не справляются
Многие педагоги сталкиваются с ситуацией, когда класс не подчиняется, а дисциплина хромает. Чтобы взаимодействовать с детьми, нужны определенные личностные качества. Например, уверенность в себе, способность контролировать свои эмоциональные реакции и умение управлять вниманием группы.
Младшие школьники чаще всего ориентируются на твердость и конкретность преподавателя. Дети начинают пользоваться ситуацией, если:
- какие-то детские реакции или поведение смущают и сбивают преподавателя;
- учитель остро реагирует и не справляется с ситуацией;
- педагог не может остановить процессы, возникающие в классе.
От учителя зависит далеко не все. Бывают разные классы, разные дети, разные ситуации. Встречаются классы, справиться с которыми затруднительно даже для педагогов с огромным стажем и опытом.
Другое дело, что молодые педагоги сами недавно были за школьной и студенческой скамьей. А значит, помнят, как неприятно, когда с ними говорят из директивной и авторитетной позиции. Поэтому часто молодые учителя стараются прислушиваться к детям, придерживаться гуманистических и демократических ценностей. Это безусловно важно и правильно, но если в классе не выстроена дисциплина, то в результате это может привести к негативным последствиям.
Призвания не существует
Идеально, когда учитель умеет лавировать между строгим контролем и дружественным контактом с детьми. Еще важнее — быть справедливым! Несправедливость дети улавливают быстрее всего. Быть пристрастным, пристыжать, выставлять несправедливые оценки — лучший способ испортить отношения с детьми.
Педагогический авторитет приходит с опытом, насмотренностью, личностными изменениями и, в какой-то степени, со стойкостью характера педагога. Когда учитель обретает четкость в своих способах построения отношений с детьми, когда его требования конкретны и справедливы, когда он становится настоящим лидером, то есть ведет детей за собой (а в младших классах это особенно важно), тогда-то вопрос дисциплины сам собой улетучивается.
Я убежден, что не существует призвания как абстрактной субстанции, закрепленной за каждым человеком. Как нет и правильного пути, который человек должен найти. Зато совершенно точно есть индивидуальные особенности, таланты, умения, навыки и предрасположенности, которые комплексно раскрываются в том или ином виде деятельности.
Если ваша мотивация лежит к тому, чтобы быть хорошим учителем, со временем вы сможете скомпенсировать любые личностные особенности, стоящие на пути к вашей цели.
Кто-то находит идеальный для себя формат взаимодействия, например, игровой. Кто-то через хорошо подобранный материал удерживает внимание детей. Кто-то идет работать с детьми другого возраста, например, с демонстрирующими большую осознанность и разделяющими дружественный подход педагога.
Кстати, это частый случай, когда контакт с малышами у педагога не выстраивается, зато с детьми среднего и старшего возраста все получается или наоборот. Старайтесь повышать квалификацию, чтобы уметь работать с детьми разного возраста.
«В нашем коллективе так принято»
Не стоит забывать: коллектив педагогов — это сложная, с точки зрения социальных взаимоотношений, структура. Коллектив может как помочь приобрести авторитет, так и с легкостью его подорвать. Школа — место, где люди работают по много лет. Там всегда есть неписаные правила «как у нас принято». Если приходит новый специалист, который начинает работать как-то иначе, чем привыкли остальные, это часто вызывает раздражение.
Бывают ситуации, когда в коллектив возрастных преподавателей приходит молодой учитель и его просто не принимают. Убеждены, что и то плохо у него выходит, и это не получается. Ему всячески выказывают неприятие, что морально уничтожает. Иногда удается разрешить противоречия или частично скомпенсировать через обращение к администрации школы или психологу.
Даже если с одной группой учителей возникла конфронтация, с другой сложился крепкий альянс — это большая поддержка. Но если первое и второе не сработало, поможет только смена работы.
Другая особенность педколлективов — подверженность ротациям. Смена кадров происходит регулярно, даже в середине года. Часто звучит угроза: «Если это не прекратится, я уволюсь». Это значит — выстраивать командные связи и иметь стабильную поддержку, в которой мы нуждаемся, бывает непросто.
Молодые специалисты часто сталкиваются с личными конфликтами и неприязнью тех, кто обладает властью и положением. Это может быть методист или руководитель объединения. По моему опыту, на этом уровне возникают трудности в рабочей коммуникации. Порой старшие товарищи относятся к молодым специалистам как к детям, поучают их без должного уважения, пренебрегая их правами и равенством позиций. Это добавляет педагогу неуверенности в себе.
Коалиция родителей
Первый год классного руководства всегда самый сложный. Чтобы стать неплохим классным руководителем, необходимо два-три года практики. Бывает, требуется сменить класс, если контакт не сложился. Могут возникнуть трудности как с детьми, так и с родителями.
Взрослые могут играть на повышение или понижение учительского авторитета. Многое зависит от удовлетворенности личностью педагога, его поведением, способностью доносить информацию, оказывать помощь, разбирать и реагировать на конфликтные ситуации.
В целом действия родителей могут оказать негативное влияние на авторитет учителя. Обычно это бывает, если складывается коалиция из родителей, которые активно транслируют детям недовольство педагогом. А те негативное отношение передают дальше.
Справляться с вызовом и побеждать эмоции
Класс — это энергия группового процесса. В нем все время что-то происходит. Коалиции то складываются, то распадаются, то возникает дружба, то ненависть и конфликты. Здесь всегда кипит жизнь. И это остро ощущается во время учебного процесса: в рассадке детей, в том, как они взаимодействуют во время уроков, как кто-то кого-то дергает за косичку или отбирает карандаши.
Кажется, задача учителя — давать информацию и отрабатывать материал с детьми, чтобы они получали новые знания и навыки. Но помимо этого с детьми нужно взаимодействовать, слышать их эмоциональные запросы и потребности, отслеживать их межгрупповые взаимодействия.
Главное, держать баланс между контактом и дисциплиной, умудряясь обеспечивать не только образовательный, но и воспитательный процесс.
Педагогу стоит научиться справляться с вызовами, оставаться при этом адекватным и справедливым взрослым, который, несмотря на детские проступки, готов услышать, понять и прийти на помощь. Но учителю так же необходимо справляться с эмоциями, которые порождают в нем действия детей. Две эти непростые задачи требуют от педагога постоянной внутренней работы.