Что изменилось в сфере образования в уходящем году

В 2023 году в системе профессионального образования произошло много интересного. Расскажем о главном.

Так, с этого учебного года в России стартовал пилотный проект по переходу на новую систему высшего образования: шесть ведущих университетов страны ввели у себя на некоторых направлениях базовое и специализированное высшее образование вместо бакалавриата и магистратуры. На программы по новым уровням принято 4044 человека, все бюджетные места заполнены, а на платные места принято более 250 человек.

Как прокомментировала «РГ» Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС — участника «пилота», очень важно взвешенно подходить к изменениям, которые происходят, сохраняя все то лучшее, что накоплено отечественной системой образования за предыдущие периоды.


Набирает обороты совмещение очных форматов обучения с дистанционными элементами


«Пилотный проект позволит как раз выявить и апробировать лучшие практики, которые потом будут распространяться в целом на систему высшего образования, — отмечает Черникова. — В нашем вузе, например, несколько лет назад разработали программу интегрированной магистратуры и аспирантуры. Как вы знаете, в магистратуре сегодня учатся два года, а в аспирантуре по техническим специальностям — четыре. Мы сократили эти треки на год, максимально связав их с научно-исследовательской деятельностью и установив жесткие рамки отбора. Результат превзошел наши ожидания. Все студенты участвуют в реальных научных исследованиях, выигрывают гранты, патентуют изобретения и т.п.».

У вузов-участников пилотного проекта сейчас есть удивительные возможности: право переделать образовательные программы, назвать их по-новому, установить под эти программы стандарты и даже перетасовать бюджетные места между базовым и специализированным уровнями. С 1 сентября 2025 года новая система будет внедрена во всех высших учебных заведениях. К этому моменту должны быть утверждены новые федеральные образовательные стандарты. Они будут разработаны не для отдельных направлений, а для укрупненных групп специальностей.

Есть и еще кое-что интересное. Стартовал отбор участников второй волны федерального проекта «Передовые инженерные школы». Совет по грантам на оказание господдержки для создания и развития таких школ при вузах проходит под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова. Свои программы развития представляют 57 университетов из 40 регионов. Десять лучших вузов смогут открыть передовую инженерную школу в своем регионе, причем вместе с партнерами — крупными технологическими и промышленными предприятиями. Интерес к проекту налицо: если в конкурсе первой волны отбора на одно место претендовало 3 заявки, то в этом году конкурс вырос — уже 7 заявок на место. Итоги отбора станут известны в середине декабря.

Сейчас в России уже открыто 30 передовых инженерных школ в 15 регионах. С ними работают 190 партнеров, среди которых: «Росатом», «Роскосмос», «Ростех» и другие. На гранты для новых участников с 2024 по 2026 год будет направляться более трех миллиардов рублей ежегодно. Сюда входит поддержка программ развития, а также средства на прохождение практик и стажировок для студентов, повышение квалификации для преподавателей.


190 компаний выступают индустриальными партнерами «Передовых инженерных школ»


Еще одна новость: отобраны новые участники программы господдержки университетов «Приоритет 2030». Решением комиссии из девяти вузов, участвовавших в программе в статусе «кандидат», на получение базовой части гранта отобраны шесть университетов. Комиссия исключила из числа участников программы «Приоритет 2030» три вуза в статусе «кандидат», еще пять рекомендованы к рассмотрению Советом программы на получение специальной части гранта.

В тему

Ученые Института образования ВШЭ и сотрудники «Росатома» опросили экспертов и студентов о мировых трендах в образовании и их важности для российского образования. Вот что выяснилось: набирает обороты гибридное обучение — совмещение очных форматов с дистанционными элементами и цифровыми технологиями. Еще один тренд — микропрограммы и мини-курсы. Например, в программировании, юриспруденции или психологии короткие и емкие учебные программы популярны уже давно. По мнению экспертов, тренд подхватят и некоторые другие направления. Главное, помнить: короткие курсы во многих сферах не смогут заменить полноценное профобучение.

Третий тренд — совмещение учебы с практикой. Сегодня вузы работают над тем, чтобы студенты не только знали, но и умели полученные знания использовать в жизни. А это значит, что в приоритете — активная практика в реальных лабораториях и на предприятиях.

Источник