Четыре месяца из жизни Тихона
Из опыта работы
С одной стороны, это реальная история про трех человек: учителя, внешнего наблюдающего и ученика. С другой стороны, она затронула гораздо больше людей. Хочется верить, что похожее могло произойти и во многих других школах. С другими Тихонами.
Мы описывали ситуацию относительно независимо друг от друга, в два голоса.
Декабрь. Начало истории
Катерина Куксо: История началась довольно буднично. Мне нужно было для своего исследования протестировать, как работают протоколы наблюдения за одним аспектом урока. В целом мы с коллегами уже довольно давно носимся с парой простых идей:
* первая — о том, что один из самых эффективных способов развития преподавания — это качественная обратная связь: не в стиле «нравится» или «не нравится», а на основе прицельных наблюдений за уроком;
* вторая — о том, что нет смысла сваливать на учителя сведения о ворохе его несовершенств. Если это опытный, мастеровитый учитель, то это может быть болезненным подрывом статуса. А если молодой, то 95% все равно пройдет мимо, включатся защитные реакции — и педагог всю профессиональную жизнь будет считать, что посещение уроков — это больно и не нужно.
Вот поэтому я и напросилась на уроки физики к Елене Анатольевне (Е.А). Ей, возможно, из скромности захочется убрать эту часть моего рассказа, но все ж напишу: я знала, что это очень сильный учитель, и что я получу немало удовольствия от времени, проведенного у нее в школе (ожидания оправдались!). У меня не было цели «оценивать» уроки Е.А, мне нужно было просто посмотреть, нет ли ошибок в протоколах. К слову, их у меня была масса: и про время на размышление, и про типы вопросов, и про связь с реальной жизнью, и про видение класса, и про включенность разных групп учеников…
После уроков у Е.А. было огромное (как мне показалось) профессиональное любопытство, и она попросила рассказать, что же я «усмотрела» на ее занятиях. Мне было несколько неловко давать обратную связь: обычно в роли куратора видится опытный «мастодонт» педагогики, я же не так много работала в школе. «Хотя… обратная связь — это всего лишь технология анализа данных», — подумала я, и мы засели за бумаги с галочками, стрелочками и моими сумасшедшими пометками…
Е.А. совсем не интересовали те протоколы, в которых было «все хорошо»: например, в старших классах у нее вообще не было репродуктивных вопросов, только продуктивные, т.е. вопросы на размышление, более глубокое понимание предмета (и это при том, что класс непрофильный, наоборот, гуманитарии).
В одном из классов протокол был про распределение внимания между учениками из разных групп (условно «сильные», «средние», «слабые»). То есть на плане класса я отмечала, к кому обращается учитель. Заранее на плане класса были написаны имена учеников и цветом выделена принадлежность этих ребят к одной из групп. Вот этот-то протокол и привлек внимание Е. А. На нем читалось, что в классе все же есть несколько «слепых зон», в которых обитали пара-тройка учеников, которых принято называть «отстающими».
С некоторой горечью Е.А. сказала: «Тихон, этот тихоня… А я ведь его, действительно, ни разу не вызывала…».
Елена Анатольевна: Утро этого понедельника отличалось от обычного тем, что мне надо было встретить у метро девушку, которая пожелала «прожить» один день в школе вместе со мной. По дороге до школы обсуждали достопримечательности Останкинского района. В кабинете оказались за полчаса до начала занятий, я показала Катерине расписание уроков, потом стала заниматься привычной подготовкой к уроку. Все семь уроков Катерина просидела за последней партой, делала какие-то пометки для себя, во время перемен лишь просила меня дать небольшую информацию о классе, который ушел с урока или который должен был прийти на следующий урок.
После всех уроков гостья показала мне свои листы наблюдений. Не скрою, было очень интересно, так как на каждом из семи уроков наблюдались разные объекты. После обсуждения осталось приятное чувство от общения. Один лист наблюдения меня заинтересовал особенно: на нем было отчетливо видно, что в восьмом классе во время обсуждения темы учитель чаще давал возможность отвечать тем, кто первым «тянул» руку, и взгляд учителя практически не достигал последней парты третьего ряда. Замечание было абсолютно справедливым! За этой партой сидит чаще один, иногда не один, очень спокойный, не доставляющий никаких проблем учителю, никогда не поднимающий руку, ученик по имени Тихон. Первая мысль — ведь это же так просто уделить внимание и этому тихоне!
Моя жизнь перестала быть спокойной! Появились новые интересные задачи: добиться того, чтобы ни в одном классе не оставалось «мертвых» зон.
Январь. Взгляд
Катерина Куксо: Если честно, я уже успела подзабыть ту историю с посещением уроков и протоколами, замоталась в круговерти других дел. Однако в один из дней Е.А. во время совместной кофе-паузы в редакции снова вернулась к истории Тихона, очень эмоционально и живо:
— Катя, представляете, я все чаще стала видеть взгляд Тихона! Раньше он сидел себе один и глаз вообще не поднимал. Был совсем тихоней, а теперь все чаще включается в урок!
Елена Анатольевна: В восьмом классе в этот период мы изучаем тему «Электрические явления». Тема обычно ребятам нравится, потому что много опытов, много лабораторных работ. Во время опыта по электризации наблюдаю, всех ли заинтересовал эксперимент? Тихон смотрит спокойно. После обсуждения эксперимента предлагаю прочитать вслух текст из учебника. Обычно есть в классе те ребята, которые любят читать вслух, они и поднимают руки. Но на этот раз, я предлагаю читать Тихону, он с удивлением поднимает глаза и начинает читать, у него это тоже хорошо получается! На следующих уроках, когда надо что-то прочитать из учебника, Тихон уже смотрит на меня, значит тоже готов читать.
Февраль. Лабораторная и первая четверка
Катерина Куксо: За эти пару месяцев разговоры про Тихона стали для нас с Е.А. традиционными. И, кажется, в этом было обоюдное удовольствие. Едва ли этот мальчишка мог догадываться, что его маленькие, пока еще едва ощутимые шаги, так сильно радуют сразу двух человек. Смешно, что одного из них он даже не знает.
Хотя в какой-то день я несколько скептично заметила:
— Но это всего-то один Тихон…
Кажется, моя реплика несколько оскорбила Е.А.:
— В каждом классе есть не один «Тихон». Поразительно, как сильно могут измениться эти дети только от того, что учитель стал их замечать, обращать на них внимание.
Елена Анатольевна: Лабораторные работы по электричеству идут практически через урок. За предыдущую работу поставила Тихону тройку, потому что не оформил отчет до конца, хотя работал увлеченно, схему собрал самостоятельно. Понимаю: увлекся приборами, и на расчеты не хватило времени. Во время лабораторных работ руки поднимаются в разных концах кабинета, стараюсь подоспеть к каждому. Тихон никогда не поднимает руки, поэтому подошла к нему сама, чтобы поинтересоваться, все ли у него ладится. Он кивком головы показал, что все нормально, тогда я решила напомнить ему, что надо бы успеть не только сделать измерения, но и оформить отчет, объяснила, что на это не уйдет много времени. В конце урока еще раз подошла и напомнила, что надо написать вывод, по его кивку головой поняла, что на этот раз он успел сделать все.
Благодарю ребят за то, что аккуратно сложили все приборы. Тихон, идя со своей последней парты, собирает оставшиеся на некоторых столах калькуляторы, подходит к моему столу, сдает тетрадь, складывает на место калькуляторы и говорит: «Мне понравилась эта лабораторная работа».
Четверки стали чаще появляться в его тетрадках. Мои ожидания оправдываются: ему приятно мое внимание!
Март. А у вас есть какие-нибудь книжки?
Катерина Куксо: Я пришла на работу, поздоровалась с Е.А. У нее был прекрасный настрой:
— Катя, у меня для вас потрясающая новость! Хотела еще вчера позвонить рассказать, но дождалась сегодняшнего дня. Есть время?
Историю пересказывать не буду, пускай лучше будет со слов Е.А. А новость-то, действительно, потрясающая!
Елена Анатольевна: Очередной урок в восьмом классе, готовимся к контрольной работе по теме «Электромагнитные явления». Программа в нашей школе такова, что расчетных задач в этой теме нет, все задачи качественные. На каждом столе раздаточный материал с набором таких задач. Договариваемся, что, начиная с первой парты, каждый по очереди читает задание и отвечает на него, если ученик не знает ответа на этот вопрос, то те, кто знает, поднимают руки. Тихон несколько раз поднимал руку, дважды я давала возможность ему ответить, ответы были верными! Когда дошла очередь до него, он четко прочитал вопрос и дал правильный ответ!
В конце урока я подводила итоги и перечисляла фамилии тех ребят, которые активно работали, правильно отвечали на вопросы, и ставила пятерки в журнал. В это время зазвенел звонок, ребята покидали кабинет, а Тихон медленно приближался к учительскому столу, наверное, с надеждой услышать и свою фамилию среди тех, кого поощрил учитель. Я с удовольствием сообщила ему, что он тоже заработал пятерку на этом уроке, он обрадовался, но не так эмоционально, как другие ребята.
Он не кричал, не прыгал, не хлопал в ладоши, а просто подошел еще ближе и спросил: «А есть какие-нибудь книжки про устройство всяких приборов?». На контрольной работе Тихона не было, но я точно знаю, что он не пропускает занятий без уважительных причин.
Через неделю он пришел на урок, была уже новая тема, он во время всего объяснения внимательно смотрел на экран доски, на меня. Было понятно, что ему интересно и что он чувствует внимание учителя. В конце урока я попросила его подойти ко мне и показала ему две книги о технике, предложила выбрать ту, которая его заинтересует. Он выбрал «Иллюстрированный словарь по физике». Был благодарен. Провожая его, я спросила: «Тихон, а кем ты мечтаешь стать?» Он ответил: «Программистом». Очень хочется, чтобы его мечта сбылась, а моя профессиональная деятельность только бы способствовала этому.
Послесловие
Катерина Куксо: Мне радостно, что история про Тихона, это история, в которой еще не поставлена точка. Статья всего-то про четыре месяца, надеюсь, что дальше будут и другие приятные новости о нем.
А еще я надеюсь, что те протоколы наблюдения за уроками, которые были испробованы на занятиях Е.А, «побывают» и в вашей школе. Как справедливо заметила Е.А, в каждом классе есть не один Тихон…
Елена Анатольевна: Читателю может показаться излишне подробным описание поведения одного ученика, ведь таких историй в практике каждого учителя достаточно много.
Одни из моих первых статей в журнале «Директор школы» были посвящены тому, что наблюдает и оценивает администратор при посещении уроков, каковы критерии оценки качества знаний. Тогда они были другими! Многое поменялось в школе, неизменным осталось одно — это желание любого ребенка быть успешным! И мне об этом в очень деликатной форме напомнила моя гостья, за что я ей, конечно же, глубоко признательна.
Ведь это один из самых эффективных способов повышения мотивации и качества знаний, причем не требующий никаких финансовых затрат, а только положительных эмоциональных, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Я теперь уделяю особое внимание тем ребятам, которые могли раньше просто тихо отсидеть урок, стараюсь дать возможность ответить именно им на поставленный вопрос.
Наверное, кто-то подумает, а что мешало делать это раньше? Да ничего не мешало! Просто оказалось совсем не лишним обратить внимание на это еще раз.
Источник: eduface.ru