Более 60 процентов россиян хотят учиться по программам с применением ИИ

Сфера образования находится в отстающих по внедрению ИИ среди остальных отраслей. Технологии ИИ используют только 10% вузов

Россияне заинтересованы в обучении по программам с применением ИИ. Среди тех, кто изучает иностранный язык, в программах изучения которых внедрение ИИ уже находится на высоком уровне, доля таких учеников достигает 62%, свидетельствуют результаты опроса онлайн-школы Skyeng и компании «Ситилинк». В других онлайн-курсах доля студентов, которые уже регулярно обращаются к инструментам с применением ИИ, доходит до 30%, отметили в Яндексе. В целом доходы мировой индустрии образования от внедрения ИИ в ближайшие два года вырастут на 4%, посчитали в АНО «Цифровая экономика».

Сфера образования находится в отстающих по внедрению ИИ среди остальных отраслей. Технологии ИИ используют только 10% вузов. Образование с точки зрения внедрения ИИ, в особенности государственное, находится только в начале пути, отмечают в АНО «Цифровая экономика». Для сравнения, по данным Минэкономразвития России, приоритетные отрасли экономики, такие как сельское хозяйство, промышленность, энергетика, транспорт, уже активно используют технологии ИИ — их применяет уже 20% организаций. А в некоторых отраслях их внедрили уже более 50% компаний.

«Уже сегодня мы можем говорить о том, что с помощью ИИ люди получают возможность овладеть практически любой профессией и навыками», — говорит Мария Косберг, руководитель команды образовательного контента платформы интерактивных домашних заданий для учителей российских школ Skysmart Класс. К ИИ обращается в процессе обучения уже не менее трети студентов онлайн-курсов.

«Около 30% пользователей «Яндекс Практикума» регулярно обращаются с вопросами к GPT-модели, которая отвечает в любое время суток, не устает, готова многократно объяснять один и тот же материал на понятном каждому человеку языке», — уточняет директор по образованию в Яндексе Дарья Козлова. В результате у педагогов и менторов становится меньше рутинных задач и больше времени для продуктивной работы со студентами.

В образовании ИИ способен брать на себя три основные функции:

  • персонализация обучения (ИИ анализирует знания ученика и предлагает наиболее подходящие обучающие материалы);
  • автоматизация рутины (ИИ выполняет роль виртуального ассистента, отвечая на вопросы, направляя по курсу и проверяя выполнение заданий);
  • обратная связь (от анализа ошибок и советов по их исправлению до полноценного диалога с учащимся).

Сейчас максимальный уход в диджитал-формат демонстрирует сфера изучения иностранных языков. С помощью онлайн-приложений изучают язык 56% учеников и еще 39% обучаются в онлайн-школах. К услугам личного репетитора прибегают все меньше учеников, сейчас их 19%. Постепенно репетиторов теснят онлайн-школы и приложения. Тем более что ИИ «перерос» две детские проблемы диджитал-форматов — это отсутствие персонального подхода и разговорной практики. Именно ИИ помогает теперь приложениям и онлайн-школам подбирать задачи и задания с учетом знаний ученика и предоставлять доступ к голосовым собеседникам, которые позволяют наработать практику.

Виртуальный собеседник стал наиболее востребованным решением среди тех, кто изучает язык — получить доступ к этому инструменту хотят 62% учеников. Для сравнения, автоматический голосовой перевод востребован в два раза меньше. «Отсутствие языковой практики до сих пор остается главной проблемой самостоятельного обучения языка», — говорит Марина Евстратова, руководитель тренингового центра для предпринимателей онлайн-школы Skyeng. Простое повторение слов не помогает заговорить на другом языке. Поэтому тренажеры, которые позволяют оттачивать разговорные конструкции и общаться с кем-то на изучаемом языке, очень востребованы. А распространение ИИ позволило вывести их на новый уровень.

Искусственный интеллект активно интегрируется в процесс онлайн-образования. И востребован сегодня практически в любой области, рассказывает директор по информационным технологиям EdgeЦентр Сергей Липов. В IT-сфере ИИ помогает студентам освоить языки программирования, предлагая персонализированные задачи и практические упражнения. «Такие платформы, как Codecademy или Coursera, используют ИИ для анализа прогресса ученика и предложения подходящих учебных материалов», — приводит пример Сергей Липов. В науке и математике ИИ может адаптировать сложность задач в зависимости от уровня ученика. В искусстве и дизайне ИИ может предлагать персонализированные рекомендации и обучающие материалы на основе стиля и предпочтений ученика.

В скором времени ИИ сможет вместо преподавателя подбирать важную лексику, грамматику и темы, считают в Skyeng. К примеру, если изучающему иностранный язык ученику нужна узкоспециализированная лексика, связанная с его профессиональной деятельностью. Отдельные результаты внедрения ИИ в процесс обучения уже есть и они положительные. В Skyeng сравнили результаты экспериментальной группы студентов, которая обучается с помощью ИИ, и учеников с преподавателем. В экспериментальной группе прогресс освоения языка оказался выше. Однако пока нельзя с уверенностью сказать, что ИИ эффективнее, чем обучение с обычным учителем. С момента введения первых генеративных моделей прошло около 1,5 лет, этого не достаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы.

Источник