«Воспитатели — в подавленной и зависимой ситуации»

Что происходит с детскими садами прямо сейчас

С 1 сентября 2023 года детские сады в России работают по новой Федеральной программе. О том, как последние стандарты повлияли на сферу дошкольного образования и как можно улучшить жизнь дошкольников и воспитателей, рассказала Ольга Шиян, доцент и старший научный сотрудник Лаборатории развития ребенка Московского городского педагогического университета.

 Зачем детским садам федеральные стандарты

В течение XX века психологи и педагоги радикально пересмотрели свои представления о детстве: стало понятно, что детство дошкольное — это совершенно особый возраст, к которому школьные мерки неприменимы. Его особенности касаются игры, свободного экспериментирования, речи и творчества. Для того чтобы ребенок развивался, нужно создать именно такие — не школьные, но очень насыщенные образовательные условия.

Стало понятно, что детский сад должен выглядеть несколько иначе, чем он выглядел, например, в моем детстве. Я хорошо помню детский садик, в котором всё было хорошо, но довольно дидактично, регламентировано. Основной акцент делался именно на занятиях. Сейчас мы уверены: детский сад действительно является местом образования, но образование должно быть устроено для дошкольников по-другому.

Прежде всего оно должно быть смысловым, то есть наполненным играми, творчеством, воображением и собственной инициативой ребенка. Есть целый ряд авторитетных исследований, которые доказали, что, если в детском саду созданы условия для того, чтобы дети осваивали грамоту внутри смысловой деятельности — игр, проектов, исследований, — такое образование реально дает вклад в детское развитие до конца основной школы.

А если дети подолгу сидят за партами и солируют преимущественно педагоги, ни инициативность, ни мышление, ни творческие способности не развиваются.

Как следствие этого появился ФГОС — как следствие, а не как причина. Это очень короткий документ, который дает общее представление о том, как должна быть выстроена работа в детском саду. Главные слова: должны быть условия для детской инициативы, для детской игры, для того, чтобы ребенок был субъектом своего учения.

«Быть субъектом» — значит принимать осмысленные решения. И дети, даже самые маленькие, могут принимать эти решения, если взрослые умеют создавать для этого условия, задавать вопросы: «Что и как мы будем делать сегодня?» На самом деле у детей желание делать что-то по своему замыслу очень велико — в отличие от многих взрослых, инициативность которых давно угасла. И от нас зависит, останется ли эта инициативность в детях.

 

Почему в России хороших детсадов меньше, чем хотелось бы

Есть несколько причин того, что массовое дошкольное образование не меняется в лучшую сторону.

  1. Отсутствие системной реакции на исследования

В 2016–2017 годах мы в Лаборатории развития ребенка МГПУ по заказу Рособрнадзора проводили большое федеральное исследование, в котором участвовало 1400 садов. Результаты были довольно красноречивые.

Оказалось, что у детей мало времени на свободную деятельность и игру, а среда при этом бедная: в ней может быть много пластиковых игрушек, но мало разнообразия, мало материалов для самостоятельной деятельности — бумаги, пластилина, красок (они есть на занятиях, но ребенок не может решить воспользоваться ими сам).

Также мало предметов, которые могут превращаться во что-то в игре. Очень простой пример — обычные кубики. В большинстве садов их недостаточно или они есть, но пластиковые, из которых невозможно строить. Кубики должны быть устойчивыми и разными, кроме того, их должно хватать для большой постройки, для нескольких человек. А еще должно быть место для игры и должно быть время. Каждое такое требование требует системных изменений.

Почему это важно? Для ребенка игра в кубики — это навык конструирования, умения воплощать свои замыслы, развитие воображения, основы математики и еще много-много всего.

Наше исследование подсветило такие болевые точки, но говорили про них очень мало. Я не увидела больших обсуждений на управленческом уровне, не увидела предложений, какие решения нужно принимать. Первое, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, — начать обсуждать доказанные проблемы.

  1. Низкая готовность руководителей дошкольных учреждений

Есть большая проблема с организационной культурой. Это в первую очередь те вопросы, которые уже давным-давно обсуждаются в бизнесе:

  • Как мотивировать?
  • Как вовлекать?
  • Как строить команду?

В детских садах этого просто нет. Сами педагоги находятся в подавленной и при этом зависимой ситуации. И потом, не зная, что с этим делать, транслируют свою подавленность детям.

  1. Наполняемость групп и количество педагогов

Интуитивно понятно, что в группе не должно быть много детей на одного взрослого. Хотя последние исследования показывают: если детский сад слабый, то количество детей не влияет на качество. Грубо говоря, если у воспитателя нет эффективных способов работы, не важно, сколько в его группе детей — 10 или 25. С 10 детьми он не будет работать лучше. Такая парадоксальная ситуация. Если же воспитатель более квалифицирован, то количество детей начинает влиять.

Здесь возникает другая проблема: по данным исследования, если в группе более 10 детей на одного взрослого, шанс того, что с ребенком в течение дня будут разговаривать, снижается. Обнаруживается, что иногда у воспитателей нет возможности просто побеседовать с ребенком. Не дать инструкцию: «Иди руки помой», «Садись за стол», «Ложись в кровать» — а поговорить. Разговор в саду предельно важен для развития речи и мышления, но нередко дети этого лишены.

Количество детей в группе активно обсуждалось при работе над ФГОС. Но, к сожалению, в него решили не включать этот вопрос.

 

Что делать с выгоранием педагогов?

Что значит качество работы детского сада? Качество — это не стены, не новая мебель и даже не игрушки. Это прежде всего характер взаимодействия взрослого с ребенком. Педагоги должны уметь создавать положительную атмосферу принятия, говорить: «Ты хороший», «Мы тебя ждем». Это предельно важно для дошкольного возраста. Чуть постарше человек уже обрастает некоторым панцирем и может защитить себя от суровой женщины, которая хмуро на него смотрит. Но в детском саду человек беззащитен, он нуждается в таком принятии.

Для отслеживания атмосферы в детсадах мы используем специальный инструмент — шкалу ECERS. В ней очень тонко расписаны критерии того, что должно быть в хорошем детском саду. Один из них: «Педагог получает удовольствие от общения с детьми». Казалось бы, это какая-то такая неуловимая вещь — как измерить удовольствие? Но мы все понимаем, что, если человек получает удовольствие, это реально видно.

Для того чтобы педагог получал удовольствие, надо и для него самого создавать условия — и для работы, и для отдыха. Например, в нашем исследовании мы обнаружили, что во многих детсадах нет комнат для отдыха взрослых. Бывают ситуации, когда воспитатель настолько перегружен, что не может сходить в туалет. Это уже реальный дискомфорт.

Воспитателям тоже нужно место для отдыха, нужно время на чашку чая, нужна свобода самовыражения.

Руководители лучших детсадов, с которыми мы общаемся, прежде всего создают условия для воспитателей. И тогда у педагогов начинают гореть глаза: они понимают, что и они, и дети — субъекты своей деятельности, а не те, кому просто отдают приказы.

Уважение к базовым потребностям и возможность быть субъектом своей деятельности — то, что спасает педагогов от выгорания. Чаще всего люди выгорают от бессмысленности работы. Если работа воспитателя осмысленна, он увлечен, дети это чувствуют. В этом и есть главное качество образования.

Источник