«Традиционной школе нельзя забывать о важном ресурсе — творчестве»: Народный учитель России рассказал об инновациях в томском лицее
Стремительно развивающийся мир, нарастающая скорость изменений которого уже в определенной степени превращается в проблему для человека, ставит сегодня перед образованием еще им не осознанные, совершенно новые задачи.
Александр Сайбединов (народный учитель России, директор Губернаторского Светленского лицея, г. Томск)
Сегодня как никогда системе образования, несущей огромную ответственность перед обществом, важно понять: главное — не просто качество знаний, качество человека как носителя этих знаний!
Традиционное, так называемое, знаниевое образование на фоне уже стартовавшего забега востребованности биологического и искусственного интеллекта выглядит растерянно, не подозревая о существовании своего недостижимого ни для одной технологии великого ресурса — творчества.
Казалось бы, очевидно, что базовые ценности человека должны быть в соответствующем порядке уложены в систему его же образования. Но пока основные ценности человека во все времена и у всех стран и народов — красота и эмоции как основной экономический, научный, социальный, политический драйвер развития цивилизации в учебных планах школ остаются не более чем декоративным приложением. «Кастовое» деление учебных предметов на основные и остальные привело к тому, что эти ресурсные образовательные области системного творческого развития человека остались в школах на зачаточном уровне.
Неспособность системы школьного образования — не только российской, но и мировой, — осознать огромный потенциал образовательной эффективности предметов творческого цикла, лишает школу возможности влиять на формирование счастливого восприятия настоящего и будущего. Такой школы сегодня очень не хватает современному мировому образованию.
При поддержке Министерства просвещения и Российской академии образования в Томской области зарождается новая система эмоционального образования, способная вывести традиционное образование в школах страны на новый уровень.
Предметы творческого цикла — изобразительное искусство, музыка и даже философия — преподаются здесь не по остаточному принципу, а на равных, если не глубже, с так называемыми основными предметами. И вот парадокс: на фоне снижения учебной нагрузки по той же математике мы видим рост качества математических знаний.
Концепция эмоционального образования, построенная на принципе системного развития творческого мышления и формирования научного мировоззрения, качественно подтверждена многолетней практикой образования в научных лабораториях и творческих мастерских Губернаторского Светленского лицея, который сейчас стал федеральной инновационной площадкой Минпросвещения.
Данная модель открывает возможность решать многие государственные задачи, которые ставятся перед образованием. Более того, все задачи, которые ставят перед школой обновленные федеральные образовательные стандарты, уже «вшиты» в модель эмоционального образования. Здесь и межпредметность, и воспитание, и обучение через практику.
У российского образования есть свое будущее и нам не нужно заглядывать за чужие заборы.