«С одной стороны, отказать нельзя, а с другой, есть масса нюансов»
Об очередном скандале в сфере образования
В России фиксируются массовые отказы школьникам в продолжении образования. Сообщается, что продолжать образование не разрешают даже тем, кто имеет хорошие оценки и подходит по всем параметрам. Наиболее вопиющие случаи произошли в Оренбургской области и Краснодарском крае. Не обошлось без вмешательства Генеральной прокуратуры. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе задумался, а нет ли здесь общей тенденции.
У нас опять скандал и вновь в сфере образования — в стране фиксируются отказы переводить школьников из девятого в десятый класс. И даже, страшно подумать, Москва — не исключение. Самые вопиющие эпизоды имели место в Оренбургской области и Краснодарском крае. И ладно бы двоечников или хулиганов не пускали учиться дальше, так ведь и с хорошими оценками тоже не берут. Говорят: «Вот вам аттестат, продолжайте образование в колледже или где хотите, нет у нас для вас мест». Родители пишут жалобы. Дело дошло до Генеральной прокуратуры.
Что касается законов, здесь все, как всегда. С одной стороны, отказать нельзя. С другой, есть масса нюансов, различных обстоятельств, при которых кому-то приходится из школы уходить. Не будем в это все подробно вникать, времени не хватит. Интересно другое. Хочется спросить: это очередная нестыковка законодательства, досадное недоразумение или тенденция?
Во-первых, издревле так повелось, что школа использует любые возможности, дабы избавиться от так называемого балласта — плохих или, вернее сказать, трудных учеников, которые баламутят остальных и в результате тянут вниз общие показатели поведения и успеваемости. Во-вторых, у нас образование пребывает в состоянии перманентной реформы, пусть слово это и ругательное. Постоянно что-то меняется, то один циркуляр приходит, то другой. В результате всем места в десятом классе может и не хватить, кто-то окажется без вины пострадавшим.
Теперь, собственно, почему здесь проглядывает политика. Мы не будем ничего утверждать и строить различные гипотезы, а просто вспомним, как было в СССР. Существовал в стране советской дефицит кадров, прежде всего рабочих специальностей. Поэтому в школы спускали указания агитировать молодежь идти в ПТУ, профессионально-технические училища (в народе их называли «помоги тупому устроиться»). Говорилось, мол десятилетка, а затем университет или институт — это удел самых выдающихся и талантливых. А остальным не грех и руками поработать, опять же, в армии кому-то надо служить рядовым.
Кажется, в России XXI века складывается похожая ситуация. Налицо также дефицит кадров, в том числе рабочих и многих других специальностей, даже диковинных. Однако сейчас и тогда существует убеждение о необходимости получения отпрыском именно высшего образования. Оно, может быть, и не нужно и ребенок не хочет, но надо, ибо это престижно. Проблема еще и в том, что двоечник или бездельник и руками работать не будет, а уж головой тем более. А сейчас она везде нужна, без интеллектуальной нагрузки и кирпич не положить, и к станку не встать.
Поэтому нужно привлекать тех, кто соображает, а не просто кого попало. И, опять же, в армии служить надо, а вуз, как известно, дает отсрочку. Вот, собственно, и весь сказ. В десятый класс идут самые-самые, а остальные пусть открывают для себя иные возможности. При этом желательно, чтобы не было фактора коррупции и кумовства, а то запишут ученика в отличники, а он или она по складам читать не умеет.