«Прославленных времён связующая нить»
Квест-игра в школьном музее «Сыны Отечества» (музейный квест для учащихся 5-6 классов)
Татьяна Павловна ЛЕБЕДЕВА, учитель информатики ГБОУ СОШ № 400 имени Александра Невского, г. Санкт-Петербург
Введение
На музеях лежит ответственная задача
воспитания людей, развития у них
эстетического вкуса и поднятия
культурного уровня.
Д.С. Лихачев
С 1987 года педагогический и ученический коллективы школы обратились к своим исконно русским традициям, корням, к изучению родного края, земли Ижорской, личности Великого князя Александра Невского, чтобы глубже понять и осмыслить отечественную историю, русские традиции, героику русского народа.
Центром работы стало изучение истории малой Родины – поселка Понтонный, истории 1-го Гвардейского отдельного Краснознаменного моторизованного понтонно-мостового батальона ордена Александра Невского., с которого началась наша история и название поселка. Началась серьезная историко-краеведческая работа, результатом которой стало открытие в 1995 году школьного историко-краеведческого музея «Сыны Отечества».
Музей состоит из трёх залов:
-Александровский зал, экспозиция которого посвящена святому благоверному князю Александру Невскому;
-Кавалерский зал, в котором хранятся фотопортреты кавалеров ордена Александра Невского их личные вещи, награды. В зале размещены картины, подаренные музею, вазы, кавалерские сервизы.
-экспозиция, посвященная Нормандии-Неман, является частью Кавалерского зала и рассказывает об участии французских летчиков в Великой Отечественной войне.
-в апреле 2016 года открылся третий зал, предваряющий основную экспозицию. Этот зал посвящен Коноревой Татьяне Федоровне, которая стояла у истоков создания музея, благодаря усилиям и кропотливой работе, которой наша школа носит имя Александра Невского и по чьей инициативе была создана региональная общественная организация «Клуб кавалеров ордена Александра Невского».
На базе школьного музея проводятся уроки, занятия, экскурсии, лекции, классные часы, уроки Мужества. В Александровском зале по многолетней традиции проходит праздник «Посвящение в первоклассники».
Залы музея «Сыны Отечества»
Современным мальчишкам и девчонкам музей кажется чем-то малоинтересным. Наша педагогическая задача- привлечь ребят в стены музея, сделать экспозиции интересными, «живыми» , современными. Музей сегодня должен говорить с посетителем на одном языке. Так как для детей основной формой познания окружающего мира является игра, в нашем музее была разработана и апробирована игра-квест.
Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в классе, так и в городе, на природе, то есть практически в любом окружении.
Проведение игрового занятия в музее – педагогическая инновация последних десятилетий. На сегодняшний день это распространённая практика: каждый музей создаёт свои экскурсионные программы познавательного и игрового характера для детей. Квесты выходят порой за пределы зданий и охватывают городское пространство, включая элементы ориентирования. Современный педагог должен не только включать в учебный процесс посещение музеев, но и уметь самому создавать квесты, чтобы привести обучающихся к результатам, соответствующим данному этапу изучения истории родного города, страны, знаменательных событий.
Использование онлайн-платформы Classcraft для проведения музейного квеста
Геймификация – это использование подходов, характерных для компьютерных игр, игрового мышления в неигровом пространстве: образовательном, сетевом, прикладном программном обеспечении с целью повышения эффективности обучения, мотивации обучающихся и повышения их вовлечённости в образовательный процесс.
При поиске вариантов дистанционных технологий, я составила для себя несколько требований: простота в использовании, низкие системные требования к оборудованию, непрерывная обратная связь, поощрение сотрудничества при обучении
Для привлечения интереса учащихся к музею, повышения мотивации к учению, а так же получения навыков сотрудничества за счет работы в команде, я выбрала игру CLASSCRAFT. Привлекла она меня, в первую очередь, простотой использования –для нее не нужны особые системные требования, а нужен лишь доступ к интернету. Игра имеет WEB, Android и IOS-версии. CLASSCRAFT -это платформа, которая превращает любой урок в игру. Дети могут присоединиться к любой из трех групп персонажей -воинов, магов и целителей. Они образуют команды, и в зависимости от того персонажей какой группы они себе выбрали, они могут получать особые способности.
В игре можно создавать задания, квесты, которые ребята могу решать и проходить удаленно от школы. Учитель, в свою очередь, может устанавливать правила игры и за выполнение заданий, добавляет или забирает очки опыта, жизни, а так же платит золотые, за которые дети могут купить новую одежду своим героям и даже обзавестись питомцами. Так и появился в нашей школе квест «Прославленных имён связующая нить», местом проведения которого стал школьный музей.
Командный дух заключается в том, что при ошибках в прохождении заданий очки опыта и очки жизни снимаются каждому участнику команды. При этом не забываем, что есть целители и воины, которые, соответственно, могут или подлечить участника, или защитить. Учитель, в режиме реального, времени, со своего аккаунта отслеживает прохождение квеста учащимися и, при правильном решении задания, пропускает учеников в следующий этап.
К каждому заданию подключена возможность обсуждения в режиме реального времени (чат). Что дает возможность ребятам, которым сложно общаться в реальной жизни, найти общий язык с одноклассниками. Учитель, в режиме реального времени, со своего аккаунта, отслеживает переписку учащихся, может писать объявления классу и родителям.
Родителям так же выдается персональный код, они могут зарегистрироваться и так же добавлять и отнимать очки опыта и жизни за какие-то домашние дела.
Через некоторое время, после начала использования геймификации, я заметила возросший интерес у учащихся к учению, заинтересованность в получении новых заданий, улучшился психологический климат в классе , потому что ребятам нужно было постоянно общаться, чтобы успешно выполнять задания, отвечать на вопросы квеста.
Квест-игра «Прославленных времён связующая нить» в школьном музее «Сыны Отечества»
Цель игры:
Обучение детей умению воспринимать предметный мир культуры, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру, способности бережно относиться к культурному наследию, воспитание эстетических и нравственных идеалов, патриотизма и музейной культуры.
Задачи игры:
Повышение мотивации к познавательной деятельности;
Активизация интереса учащихся к отечественной истории, к истории родного края;
Формирование навыка поиска необходимой информации;
Формирование понимания взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
Все задания учащиеся просматривают на онлайн-платформе Classcraft через свои телефоны.
Задание №1 (в Classcraft «Школьный сайт»).
Для того чтобы начать квест, необходимо перейти на школьный сайт http://school400.edusite.ru/ и найти информацию о последнем открытом зале в нашем музее. С этого зала начнется игра.
Задание в Classcraft: Мы с Вами находимся в Зале памяти Татьяны Федоровны Коноревой, директора школы, которая стояла у истоков создания школьного музея. В этом зале хранятся личные вещи Татьяны Федоровны. Среди них хранится подсказка, которая поможет нам продолжить нашу экскурсию.
Для того чтобы найти эту подсказку, нам потребуется разгадать ребусы. Откройте файл.
(ПОЛКА)
(АЛЕКСАНДР)
Ребята разгадывают ребус.
ВЕДУЩИЙ: Вы разгадали ребус. Как думаете, на что могут указывать слова «ПОЛКА» и «АЛЕКСАНДР»?
Задание №2 (в Classcraft «Книга — наш друг и помощник»)
Задание в Classcraft: Вы разгадал два слова. Оглядитесь вокруг. Есть ли что-то, к чему можно применить эти слова?
Ребята перебирают варианты ,среди которых звучит вариант, о том, что нужно посмотреть подсказку на полке с книгами, которая стоит в зале. На полке лежит книга Алексея Карпова «Александр Невский». Ребята догадываются, что внутри книги лежит подсказка.
ВЕДУЩИЙ: Внутри книги снова загадка! Отсканируйте QR-код.
Всем, кто придет,
всем, кто уйдет,
руку подает.
ВЕДУЩИЙ: И снова ответ к загадке- «Дверь». А это значит, что нам нужно войти в другой зал. Но в нашем музее три зала. Мы не посетили Александровский зал и Кавалерский зал. Сегодня мы посетим один из этих двух залов. Чтобы понять куда мы пойдем дальше, нужно ответить на вопрос: какая знаменательная дата, связанная с Великой отечественной войной, ждет нас в 2020 году?
Дети говорят о том, что в 2020 году мы празднуем 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
ВЕДУЩИЙ: Совершенно верно, в 2020 году мы празднуем 75-летие победы в Великой Отечественной войне. Экспонаты какого зала повествуют нам о героях Великой Победы?
Ребята называют Кавалерский зал.
Задание №3 (в Classcraft «Кавалерский зал»).
Ребята входят в Кавалерский зал музея «Сыны Отечества».
Задание в Classcraft: Оглядитесь вокруг, есть ли в зале предметы, связанные с именем покровителя нашей школы Александра Невского?
Ребята находят витрину с орденами Александра Невского.
ВЕДУЩИЙ: Мы находимся в Кавалерском зале. Экспозиция зала рассказывает о судьбе ветеранов, кавалеров ордена Александра Невского. Создание такой экспозиции — дань историческому прошлому нашей Родины.
В Российской империи с 1725 года по 1917 год существовал орден Святого Александра Невского, а в СССР с 1942 года по 1991 год существовал орден Александра Невского.
Орден Святого Александра Невского был учреждён Екатериной I в 1725 году и предназначался для награждения как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами.
29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии.
Указом Президента Российской Федерации Д. Медведева от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» установлено, что орден Александра Невского вновь входит в государственную наградную систему Российской Федерации, а также утверждены его статут и описание. Знак ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн дореволюционного ордена.
Задание №4 (в Classcraft «Артиллеристы»)
Задание в Classcraft:Вот несколько фактов об одном из кавалеров ордена Александра Невского, а Вы послушайте и найдите в зале фото человека, о котором идёт речь: родился в семье кавалера ордена Александра Невского в 1948 году. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством II степени. Передал ордена своего отца на хранение в наш музей.
Ребята находят стенд с фотографией Кобяко Валерия Степановича. Рядом с фото расположен QR-код, отсканировав который, ребята находит информацию об отце Валерия Степановича, Степане Ивановиче Кобяко.
Командир 4-ой батареи 876 гаубичного артиллерийского полка. В боях с 18 по 22 июля 1944 года обеспечил прорыв обороны противника на всём участке в районе Миляновичей. Повел батарею на преследование врага и обеспечил продвижение пехоты на 46 км вплоть до реки Западный Буг.
Достигнув реки, Степан Иванович развернул батарею и открыл огонь по наступающему противнику, не давая ему закрепиться на водном рубеже. Нашей пехоте дана возможность с ходу форсировать реку. Не дожидаясь построения переправы, товарищ Кобяко со своей батареей, вброд под обстрелом врага, переправился через реку, проявляя личное мужество и отвагу и воодушевляя своим примером личный состав батареи.
После форсирования реки продолжал преследование противника до местечка Савин, действуя совместно с пехотой, которую перевозил на своих автомашинах и лафетах орудий.
Задание №5 (в Classcraft «Летчики»)
Задание в Classcraft: Факты о еще одном кавалере ордена Александра Невского: в период Великой Отечественной Войны воевал как летчик-истребитель на Западном, Северо-Кавказском, Юго-Западном,4-ом, 2-ом и 1-ом Украинском фронтах. Найдите информацию об этом ветеране. Отсканируйте QR-код и прочитайте о его подвиге.
Ребята находят стенд с информацией о Комелькове Михаиле Сергеевиче.
20 января 1945 года, прикрывая свои войска в районе города Рейнедорф, группа из 8 самолетов «Аэрокобра», ведомая Комельковым М.С., вступила в бой с 30 самолетами противника. В результате боя Комельков Михаил Сергеевич лично сбил самолет «Фокке-Вульф-190»
24 января 1945 года, прикрывая переправу через реку Одер в районе города Опельн, Комельков М.С. после третьей атаки сбил самолет «Мессер-Шмитт-109»
9 февраля 1945 года 6 самолетов группы Комелькова вступили в бой самолетами противника. Комельков М.С. сбил 2 самолета «Фокке-Вульф-190».
3 марта 1945 года 6 самолетов группы Комелькова вели бой с 12 самолетами противника. Комельков М.С. сбил самолет «Фокке-Вульф-190».
Задание №6 (в Classcraft «Стрелковая дивизия»)
Задание в Classcraft: Читаем факты: Призван в армию и зачислен в Тюменское военное пехотное училище. Участвовал в боях под Смоленском, на Брянском фронте, участвовал в операциях по освобождению Эстонии, Литвы и Латвии.
Ребята находят стенд с информацией о Новикове Григории Александровиче. Сканируют QR-код.
Командир стрелкового батальона 63-й гвардейской стрелковой дивизии майор Новиков Б.Г. при прорыве сильно укрепленной позиции противника 26 декабря 1944 года у населенного пункта Петер Муйка (Латвия) проявил себя хорошо подготовленным боевым офицером. Применив умелый обходной маневр, подразделения батальона прорвали две укрепленные позиции обороны противника, понеся незначительные потери, заняли населенный пункт Пункту-Жиды и удержали его, отразив шесть контратак противника. В результате боя было уничтожено до 300, взято в плен 18 фашистов, захвачена батарея 105 миллиметровых орудий противника.
Задание №7 (в Classcraft «Военно-морской флот»)
ВЕДУЩИЙ: Хранятся, в нашем зале, личные вещи одного ветерана, кавалера ордена Александра Невского, который бывал в нашей школе. Служил он на флоте. Давайте попробуем отгадать его воинское звание, чтобы понять о ком идет речь.
Задание в Classcraft: Перейдите по ссылке и разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово в кроссворде.
Вопросы по горизонтали:
Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства (война)
Изба, жилая постройка, здание (дом)
Большое объединение военных (армия)
Что подводят в конце? (итог)
На картах — Красное и Черное, на словах — синее, на самом деле — скорее зеленое (море)
Водный транспорт (корабль)
Все корабли (флот)
Ребята отгадывают ключевое слово «Адмирал».
ВЕДУЩИЙ: Молодцы. В нашем зале хранится фуражку контр-адмирала Климова Анатолия Дмитриевича. В Великой отечественной войне он участвовал с 14 марта 1942 года по 9 мая 1945 года на Волховском, Ленинградском, 2-м и 3-м Прибалтийских фронтах.
Звание адмирала Анатолий Дмитриевич получил уже после войны. А в войну гвардии старший лейтенант Климов Анатолий Дмитриевич в боевой обстановке проявил себя смелым, волевым офицером.
11 июля 1942 года он организованно совершил 200-километровый марш батареи. Ночью 12 июля вывел батарею на огневые позиции через разведанные походы в минных полях. В результате залпа батареи противник потерял до 100 солдат и минометную батарею. После этого наши войска успешно атаковали и освободили районный центр Пушкинские Горы.
После прорыва противника на реке Великая, батарея Климова А.Д. следует за боевыми порядками пехоты и своим огнем подавляет сопротивление противника на его огневых рубежах
19 июля 1944 года Климов А.Д., несмотря на артиллерийский обстрел противника по району позиций, точно и своевременно произвел батарейный залп. Контратака противника была сорвана и наши части продвинулись на 3 километра вперед по западному берегу реки Льжа.
Задание №8 (в Classcraft «Шифруем всё! Шифруем всех!»)
ВЕДУЩИЙ: Давайте разгадаем очередную загадку:
Разверни скорей листок —
Там увидишь много строк,
В строчках — вести всего света
Что за лист такой? (Газета)
Ребята находят газету, в которой следующее задание.
ВЕДУЩИЙ: Из выделенных в газете букв, необходимо составить слово. Какое слово получилось? (Картина)
Задание в Classcraft: Отсканируйте QR-код под картиной (в QR-коде закодирована следующая информация: эта картина называется «Прорыв блокады Ленинграда». Это копия. Оригинал написали Серов Владимир Александрович, Серебряный Иосиф Александрович, Казанцев Анатолий Алексеевич. Картина хранится в Государственном Русском музее).
Расшифруйте слово, закодированное с помощью чисел, и записанное справа налево.
20-7-13-16-14-1-19
Используйте шифровальную таблицу в приложенном файле!
Ребята составляют слово «Самолёт».
ВЕДУЩИЙ: Давайте найдем в экспозиции зала самолёт.
Ребята подходят к экспозиции, посвященной Нормандии-Неман.
ВЕДУЩИЙ: Мы с вами подошли к экспозиции, посвященной Нормандии-Неман. Нормандия — Неман — французский истребительный авиационный полк, сражавшийся в годы Великой Отечественной войны в рядах Советских вооруженных сил.
Почему именно «Нормандия — Неман»?
Потому что целый полк был награжден Орденом Александра Невского.
Авиаполк «Нормандия-Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной. Англичане и американцы отправляли в Советский Союз лишь технику, продовольствие, горючее. Оккупированная Франция ничего этого дать не могла. В 1942 году генерал Шарль де Голль предложил советскому руководству помощь в виде эскадрильи французских летчиков.
Большинству французских летчиков к тому времени едва-едва исполнилось двадцать лет. Из пятнадцати прибывших пилотов только семеро имели опыт воздушных сражений, участвуя в одиночных боях над Северной Африкой. Лишь трое из французов налетали больше трехсот часов, которые были необходимы, чтобы получить летное удостоверение. У прочих эта цифра колебалась около 150. Чтобы оказаться на Восточном фронте, пилоты сжульничали, приписав себе недостающие часы.
Истребительный полк «Нормандия» участвовал в битве на Курской дуге, в Белорусской и Восточно-Прусской операциях. Пилоты помогали освобождать Орел, Брянск, Смоленск, Кенигсберг, Гумбиннен (ныне Гусев), Пилау, Инстенбург и другие города. Летом 1944 года за неоценимую помощь в форсировании реки Неман и освобождении Литвы Иосиф Виссарионович присвоил авиаполку почетное название «Нормандия-Неман».
Но основной результат действий истребительного полка – свыше пяти тысяч вылетов, около 900 воздушных боев, 273 зафиксированные победы (не считая восьмидесяти подбитых самолетов) с марта 1943-го по апрель 1945-го. Однако судьба не баловала французов. За время боевых действий из девяноста шести пилотов погибло сорок два (из них тридцать пять в воздушных боях). Из пятнадцати человек первой команды в живых осталось лишь трое: Ролан де ля Пуап, Марсель Альбер и Жозеф Риссо. Восемьдесят три летчика полка «Нормандия-Неман» были награждены советским руководством, а полк удостоился орденов Красного Знамени и Александра Невского. Четырем французам присвоили звание Героя Советского Союза. Его получили: лейтенант Марсель Альбер, лейтенант Ролан де ля Пуап, командир третьей эскадрильи Марсель Лефевр (посмертно) и лейтенант Жак Андре. Правительство Франции наградило «Нормандию-Неман» Военным крестом, орденом Почётного легиона, Военной медалью и Орденом Освобождения.
Заключительный этап в Classcraft: По данным газеты «Достоинство», на конец 2002 года числилось около 18 000 здравствующих кавалеров ордена Александра Невского. К сожалению, все меньше ветеранов остается в строю. Поэтому нам с вами нужно сохранять память о людях, которые воевали против фашизма. Мы сегодня поговорили только о трех героях, награжденных орденом Александра Невского. Впереди нас ждут новые квесты, увлекательные экскурсии и уроки мужества в музее, в ходе которых вы узнаете и о других ветеранах ВОВ, кавалерах ордена Александра Невского.
ВЕДУЩИЙ: Осталось ответить на последний вопрос, который, я думаю, после такой продуктивной работы, не покажется вам сложным…Что же объединяет Кавалерский зал, Зал памяти Татьяны Федоровны, экспозицию «Нормандия-Неман»?
Ребята предлагают варианты, связанные с именем Александром Невского.
ВЕДУЩИЙ: Все залы нашего музея «Сыны Отечества» объединяет имя Александра Невского. И сама школа тоже носит имя Александра Невского. Нам с вами нужно делать все возможное, чтобы имя Александра Невского не было забыто, чтобы память о героях Великой Отечественной войны жила долгие годы.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
Квест-технология в образовании и воспитании. Роль квест-технологий: http://fb.ru/article/248308/kvest-tehnologiya-v-obrazovanii-i-vospitanii-rol-kvest-tehnologiy
Образовательный квест –современная интерактивная технология https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
Поисково-исторический форум http://smolbattle.ru/threads/История-одного-авиаполка-Нормандия-Неман.34888/
Военные фильмы http://voenhronika.ru/news/normandija_neman_1959/2013-04-26-121
Кавалеры ордена Александра невского/А.А. Носич, А.В. Хоренков. Под общей редакцией А.Д. Климова. –Санкт-Петербург, 2003.-216 с.
Очерки о кавалерах Ордена Александра Невского/ А.А.Носич. Под общей редакцией А.Д. Климова. –Санкт-Петербург, 2005.-216 с.: ил.
Архивные материалы школьного музея «Сыны Отечества».