«Маленькие герои большой войны»

Классный час для учащихся 7-17 лет


Лариса Васильевна ЛАРИНА, воспитатель КГКУ «Центр содействия семейному устройству пгт Ярославский», Хорольский район, Приморский край


Цель: развитие гражданской позиции на основе общечеловеческих ценностей, чувства патриотизма; развитие интереса к истории своей Родины; вызвать яркий эмоциональный отклик на произведения художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.

Задачи:

— формировать жизненные ценности, мировоззрения воспитанников;
— познакомить детей с подвигами юных героев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
— на примере юных героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы;
— воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.
— прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.

Оборудование:

  1. выставка книг, посвященных Великой Отечественной войне
  2. рисунки воспитанников на тему «Счастливое детство»
  3. презентация к мероприятию
  4. интерактивная доска
  5. компьютер

Предварительная подготовка:

  • Оформление выставки книг о войне.
  • Прослушивание песен о Великой Отечественной войне.
  • Сбор информации по теме классного часа.
  • Подбор и чтение рассказов о детях, которые внесли вклад в приближение Победы.
  • Возложение цветов к Мемориалу воинам ВОВ.
  • Подготовка сообщений, стихов.
  • Конкурс рисунков «Счастливое детство».

Свеча памяти__ 2020

 

Ход мероприятия

 

Слайд 2

ВЕДУЩИЙ: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки.

РЕБЁНОК:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала страна.
(Н. Сидоренко)

РЕБЁНОК:
Такою всё дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
(С. Щипачев)

Фонограмма: звучат взрывы…

Слайд 3 (лист календаря «Воскресенье 22 июня 1941 года»)

Звучит фонограмма «Священная война»: слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.

Слайд 4

ВЕДУЩИЙ: Сегодня мы вспоминаем детей войны, тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий.

РЕБЁНОК:
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.

Слайд 5

Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной…
(А. Иоффе)

ВЕДУЩИЙ: Военное время особенно тяжело переживали дети. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды, мечты. Но с началом войны разбились детские мечты…
Вот фрагменты дневниковых записей и воспоминаний о своём военном детстве…

Слайд 6, 7

Вот, что писала о своём детстве Т.С. Ивлева:
РЕБЁНОК: «В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели, сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбежек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.»

ВЕДУЩИЙ: Ю.Г. Подтыкайлов:
РЕБЁНОК: «Война застала нашу семью, семью военного врача, под Брестом 22 июня 1941 года. На моих глазах погибли мать и сестра. Мне было девять с половиной лет. Я был подобран двумя солдатами, и мы стали выходить из окружения, пробираясь к своим. Мы перешли фронт, и меня зачислили воспитанником, сыном полка в специальную разведроту при штабе 4-й армии. Я выполнял задания по разведке, но в начале 1942 года попал под обстрел, был ранен и слегка контужен. Меня отправили на лечение в тыл…»

ВЕДУЩИЙ: Дети не только выживали, но и погибали на фронтах,  в оккупированных фашистами городах, в блокадном Ленинграде.

Слайд 8

Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

РЕБЁНОК: «Женя умерла 28 декабря, в 12 часов 30 минут утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января. В 3 часа дня 1942 г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 г. Мама — 13 мая, в 7 часов 30 минут утра 1942 г. …Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

ВЕДУЩИЙ: Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих близких.

Слайд 9

Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отняли Родину и свободу.

РЕБЁНОК:
В обители смерти молчат о смерти.
И только крик
Парит и кружит под крышею блока,
Бьется о твердые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Дает нам силу
Сломить бессилие.

Фонограмма: песня «Бухенвальдский набат».

ВЕДУЩИЙ: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. Каждый из уцелевших может поимённо назвать своих спасателей.

РЕБЁНОК: В целом жертвами гитлеровского террора в годы минувшей войны стали 13 млн. детей.

Немецко-фашистские оккупанты, осуществляя свои бредовые планы завоевания мирового принесли нечеловеческие страдания и бедствия, голод, разорение и смерть. Именно в этом особенно наглядно проявился звериный облик фашизма.

ВЕДУЩИЙ: Война  не детское дело. В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 1014 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии.

РЕБЁНОК:

Слайд 10

Марат Казей — белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком.

Слайд 11

Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…
Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

РЕБЁНОК:

Слайд 12

Надя Богданова — она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Её дважды казнили гитлеровцы: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители.

РЕБЁНОК:

Слайд 13

Зина Портнова — ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

РЕБЁНОК:

Слайд 14

Юный партизан-разведчик Петр Гурко (1928 г.р.) из отряда «За власть Советов». Медалью «За отвагу» юный партизан награжден 30.07.1942 г. за доблесть и мужество, проявленные в двух боевых операциях против немецких карательных экспедиций.

Слайд 15

13.06.42 г. под сильным огнём противника Петр Гурко вынес с поля боя двух тяжелораненых партизан с оружием и доставил их на перевязочный пункт, находившийся в 2-х километрах.

РЕБЁНОК:

Слайд 16

Рядовой 6-летний Сереженька Алёшков, сын полка, 1942.

Самый молодой воин Великой Отечественной войны, 6-летний гвардеец Сережа Алёшков. Мальчик с ласковой фамилией Алёшков, на долю которого выпали совсем не ласковые времена и испытания. Когда в его края пришла война, то деревня стала базой партизанского отряда. Нацистские каратели устроили облаву, и за связь с партизанами казнили маму и старшего брата Серёжи. Мальчишка-сирота убежал в лес и скитался там очень долго.

Слайд 17

Голодного, измученного и замёрзшего ребёнка нашли разведчики, перенесли измождённого мальчика на руках через линию фронта. Вот так Серёжа Алёшкин и стал сыном полка. Солдаты-гвардейцы сшили для своего приёмного сына военную форму и даже раздобыли где-то сапоги очень маленького размера. Чем мог заниматься на войне шестилетний мальчишка? Ему поручили вполне посильную службу – он носил бойцам почту и доставлял патроны. А в перерывах между боями развлекал своих боевых товарищей песнями и стихами. Серёжка никогда не ныл и не жаловался по пустякам. Однажды он помог взять в плен двух гитлеровских солдат. Глазастый рядовой Алёшков заметил, что за копнами сена кто-то скрывается. Командир послал туда разведчиков.
И те вскоре привели двух «фрицев» с рацией. Оказывается, то были корректировщики артиллерийского огня.

Слайд 18

За бдительность гвардии рядовой Серёжа Алёшков получил свою первую благодарность от командования.
Вместе со своим подразделением маленький солдат участвовал в обороне Сталинграда. И даже заслужил там награду – медаль «За боевые заслуги».
В 1944 году молодого бойца отправили учиться в Тульское суворовское военное училище. После войны Сергей Алёшков окончил Харьковский юридический институт, много лет проработал юристом в Челябинске, а в последние годы служил прокурором.
Снайпер Василий Курка (16 лет),
Летчик Аркадий Каманин (15 лет),
Фронтовой разведчик Юрий Жданко (10 лет),
Пехотинец Анатолий Комар (15 лет),
Матрос Борис Кулешин (10 лет),
Музыкант Петр Клыпа (15 лет) и многие другие дети, которые совершили множество подвигов. Мы благодарны тем, кто воевал за мирное небо, за счастливое детство, мы горды за их Победу.

Минута молчания…

Фонограмма (на фоне песни «Журавли» читаются стихи).

Слайд 19

РЕБЁНОК:
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
– Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?

РЕБЁНОК:
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?

РЕБЁНОК:
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров.
А мечта – до Победы дожить.

РЕБЁНОК:
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.
(Юрий Воронов)

Фонограмма песни «С чего начинается Родина».

ВЕДУЩИЙ: Маленькие герои большой войны всегда в нашей памяти, они защищали нашу Родину и погибали во имя мира и свободы.

Слайд 20