«Изготовление панно в стиле пейп-арт, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне»

Занятие «после уроков» для учащихся 6 класса


Елена Федоровна КАРЫШЕВА, учитель технологии МКОУ «Тельмановская средняя общеобразовательная школа», п. Тельмана, Тосненский район, Ленинградская область


Введение

Актуальность темы проекта

В мае 2020 года наша страна будет отмечать 75-ую годовщину ПОБЕДЫ в Великой Отечественной войне. Наверное, именно поэтому мне захотелось вместе с моими шестиклассниками выполнить работу, посвящённую этой прекрасной дате. Надо отметить, что само панно внешне напоминает закалённую сталь, что также передаёт характеры людей, ковавших ПОБЕДУ.

Лично для меня работа по изготовлению панно – это дань памяти моему отцу, Мартынову Федору Александровичу, который прошел через всю войну. О нём я с гордостью рассказывала ребятам. Папа прожил трудную жизнь, воспитал четверых детей. И каждый год, встречая 9 Мая, он плакал, вспоминая. Так прошла его жизнь, жизнь героя с негероической внешностью. Сегодня его нет с нами, но жива память о нем, сохранились награды. Эти награды он заслужил кровью, они – память о боевых товарищах, о годах потерь и лишений, они священны. Это действительно Великая война и Великая Победа! И я захотела воплотить в панно все свои мысли и эмоции и разделить с детьми, моими школьниками.

Цели и задачи занятия:

  • Способствовать патриотическому, гражданскому, нравственному воспитанию и просвещению подрастающего поколения, сохранению исторической памяти и правды, преемственности поколений;
  • Привлечь детей к поисковой, исследовательской, познавательной, творческой деятельности, к углублению знаний и понимания истории Отечества и мира, формированию чувства гордости и благодарности за героические подвиги нашего народа, ответственности за настоящее и будущее Родины;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, готовность и способность противостоять внешним помехам деятельности;
  • Формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
    Познакомить детей с техникой декора «пейп-арт»;
  • Воспитывать трудолюбие, воображение и фантазию;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Подробное описание занятия

Сообщение цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вступительное слово педагога

Что же такое «пейп-арт»? «Пейп-арт» (в переводе с английского языка означает БУМАЖНОЕ ИСКУССТВО) — это техника декорирования бумажными салфетками. При помощи окантовки рисунка нитью из салфеток получается аппликация на изделии. Само название придумано недавно, всего 3 года назад …а раньше эта техника называлась «салфеточная пластика». Сейчас уже сформировался весь образ этой техники. В декоре используется и монохромная и полихромная палитра салфеток и раскрашивание готовых работ. Чтобы сделать салфеточные нити, нужно сложить трехслойную или двухслойную салфетку и нарезать ее на полоски шириной 1-1,5 см, потом, держа за один конец, на секунду опустить в воду.  Прокручивая между ладонями, скрутить из нее нитку. А потом этими нитями можно декорировать что угодно: бутылки, шкатулки, упаковку для подарка, горшки для цветов, настенные тарелки.  Узор нужно выкладывать сырыми салфеточными нитями и приклеивать  их клеем ПВА. Если нитки высохли, их можно смочить еще раз. «Пейп-арт» хорошо сочетается  с мозаикой, декоративными камнями, лепниной из пластики или соленого теста. И сегодня на нашем занятии, мы попробуем выполнить панно в технике «пейп-арт», посвященное 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Технологическая карта

Тип урока Комбинированный
Методы и формы обучения Индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины. Конструкционные материалы: (дерево, белая и черная роспись, рельефная роспись салфетками) «Пейп-арт» (в переводе с английского языка означает БУМАЖНОЕ ИСКУССТВО) — это техника декорирования бумажными салфетками.
Образовательные ресурсы. 1.      Пейп-арт. Мастер-класс, готовые работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svoimi-rukamy.com/peip_art_master_klass_gotovue_rabotu.html. (13.01.2020)

 

Наглядно-демонстрационный материал. Образцы поделок, краски, бумага, мультимедийная презентация.
Материально-техническое обеспечение. Проектор, принтер, экран, ноутбук, краски, салфетки, клей, ножницы.
Планируемые образовательные результаты. Личностные: интерес к предметно-исследовательской деятельности, правила безопасной работы с клеем, ножницами, получат возможность для формирования способности понимать значение предметно-практической деятельности в жизни.

Предметные: научатся соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов; понимать информацию.

Метапредметные:

познавательные – научатся строить сообщения в устной форме, осуществлять практическую деятельность, получат возможность научиться выделять информацию из сообщений учителя. (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;

коммуникативные – научатся задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения, принимать помощь взрослого, одноклассников; получат возможность научиться оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу, получат возможность научиться контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками

Организационная структура урока

Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формы организации взаимодействия на уроке Универсальные учебные действия Промежу-точный контроль
1. Организационный момент

(1-мин)

Организация самоопределения обучающихся к деятельности на занятии Приветствует учеников. Проверяет готовность к занятию. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к занятию. Фронтальная Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность.

Устные ответы
2.

Постановка задачи.

(5 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Получили представления о технике декорирования бумажными салфетками.

Подводит обучающихся к цели занятия:

«расширить знания о декоре» и ставит задачи:

1. научатся выполнять рисунки из салфетных жгутиков;

2. научатся работать с декором.

Слушают учителя.

Беседуют с учителем.

Фронтальная Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление, фантазию.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы
3. Освоение нового материала

(15 мин + 5

Словестно-иллюстративный рассказ. История «пейп-арта». Просмотр мультимедийной презентации Рассказывает о месте зарождения декора и о истории развития искусства «пейп- арт» с показом мультимедийной презентации  Работают самостоятельно, рассматривают образцы. Делятся впечатлениями информацию Фронтальная Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу занятия.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Устные ответы
  Исследовательское задание Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод Проводят исследование, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. делают вывод Парная или групповая Познавательные: умеют выявлять особенности материала в процессе её рассмотрения; формулировать выводы

Регулятивные: умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Устные ответы
  Словестно-иллюстративный рассказ «Виды орнаментов и техника выполнения рисунка на панно». Рассказывает о значениях узора и элементах узора., отделочном производстве, способах нанесения линейных узоров (учебник, с. 82) с показом мультимедийной презентации Рассматривают образцы. Делятся впечатлениями Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников, учителя

Познавательные: умеют описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; процессе их рассмотрения.

Устные ответы
  Просмотр презентации   делать выводы.

 

  Физкультминутка(5 мин Проводит физкульт-минутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные:

положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

4. Самостоя-тельная работа с проверкой по эталону.

(8 мин + 24 мин + 5 мин)

 

Организация рабочего места

 

 

Проверяет организацию рабочего места

Оформление в технике «Пейп-Арт»

Контролирует правильность приемов работы, объем и качество выполненного задания, соблюдение норм безопасности во время работы, помогает учащимся, испытывающим трудности в процессе деятельности

Организуют рабочее место

 

Выполняют задание

 

Индивидуальная Познавательные:

умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место

Регулятивные:

определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Личностные:

сориентированы на плодотворную работу на занятии. соблюдение правил поведения на занятии обучающихся.

Рефлексия деятельности

(итог урока 9 мин -11 мин + 5 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1) Как называется техника декорирования бумажными салфетками?

2) Кто является создателем техники «пейп-арт».

3) Какой материал является основным для этого творчества?

Рассматривают итоги работ, оценивают их Фронтальная Личностные: соорентированы на уважительное отношение к труду одноклассников.

Регулятивные:

умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о проделанных работах.

Коммуникативные:

умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Оценивание обуча-ющихся за работу на занятии. Устные ответы

 

Практическая работа

Для изготовления панно-чеканки потребуются следующие инструменты и материалы:

  • Рамка деревянная,
  • салфетки
  • вода,
  • ножницы,
  • клей ПВА,
  • акрил черный или черная гуашь,
  • акрил золото,
  • акриловый глянцевый лак,
  • широкая кисть,
  • губка.

Технология изготовления:

  1. Рамку нужного вам размера очищаем от наклеек из целлофана, бумажные можно не снимать.
  2. Нарезаем на небольшие полоски салфетки (желательно белого цвета) и оклеиваем всю поверхность пластинки, немного растягивая бумагу и хорошо промазывая клеем ПВА.
  3. Половину рамки оклеили — дайте клею высохнуть, а потом оклеивайте края, загибая на заднюю часть примерно на 1 см.
  4. Оклеенную бумагой рамку ещё раз покройте жидким клеем ПВА и дайте хорошо просохнуть.
  5. Распечатываем на принтере, картинку по теме дня Победы, и можно что- то подрисовать самим.
  6. Складываем трёхслойную или двухслойную бумажную салфетку и нарезаем на одинаковые полоски, шириной 1-1,5см.
  7. Полоски разбираем, в каждой должно остаться три или два слоя.
  8. Полоски не должны быть сильно мокрыми или сухими.
  9. Скатываем на тканевой салфетке, нити получатся плотнее и тоньше. Если салфеточные полосы рвутся, попробуйте не их смачивать, а руки.
  10. Теперь начинаем наносить на нашу рамку будущее панно.
  11. Из салфеточных ниток можно скрутить спиральки, лепестки или то, что подскажет вам ваша фантазия.
  12. Жгутики наши наклеиваем на клей ПВА.
  13. Затем, когда уложили весь задуманный рисунок, покройте его еще раз жидким клеем ПВА и дайте хорошо просохнуть. Для этого смешайте клей ПВА с водой 1х1.
  14. Высохшую рамку покрываем чёрной акриловой краской, разведённой акриловым лаком, и снова ждём, пока она высохнет.
  15. Теперь берём акриловое золото. Размешиваем золото и кусочком губки наносим на эскиз тонким слоем, как бы протирая его. Можно использовать георгиевскую ленточку.
  16. Панно-чеканка готова.

Заключение

Творчество – это возможность отдохнуть и выразить себя, свои мысли и чувства. Во время занятия творчеством человек предоставлен сам себе, в этот момент он разговаривает сам с собой, решает многие свои проблемы. Иногда бывает, что приходит какая-то интересная идея, и, если ты ее не воплотишь в ближайшем будущем, она уходит навсегда. Поэтому надо стараться «ухватить» её и реализовать.

Важно, что во время занятий мы с детьми много разговариваем об истории Отечества. Тем самым мы привлекаем детей к познавательной, творческой деятельности, к углублению знаний и понимания истории Родины, формируем чувство гордости и благодарности за героические подвиги нашего народа, учим ответственности за настоящее и будущее Родины.

Также во время занятий используется технология сотрудничества, происходит совместная деятельность с учителем и сверстниками, определяются общие цели и распределение функций и ролей участников. Всё это, конечно же, способствует формированию личности ребёнка.

Список источников

  1. Авторская техника «Пейп-арт».Мастер-класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://stranamasterov.ru/node/308701. (13.01.2020)
  2. Пейп-арт. Мастер-класс, готовые работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svoimi-rukamy.com/peip_art_master_klass_gotovue_rabotu.html. (14.01.2020)
  3. Женская жизнь – сайт для женщин/Поделки в технике пейп-арт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://woman-l.ru/podelki-v-texnike-pejp-art/#h2. (16.01.2020)