«Мы помним наших земляков»
Урок окружающего мира для учащихся 1 классов
Наталья Владимировна ПОДИНА, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 26 Тракторозаводского района Волгограда», г. Волгоград
Тип урока:
Урок изучения нового материала (виртуальная экскурсия).
Цели деятельности учителя:
— Создать условия для формирования представления о формах увековечивания памяти; познакомить с соотечественниками в культурной традиции народов России и мира как с великой духовной ценностью; раскрыть важность и необходимость памяти о соотечественниках как свойстве каждого культурного человека; прививать чувство патриотизма, любовь к Родине, к своему Отечеству;
— Воспитывать чувство благодарности к людям, которые создавали культуру, развивали науку и защищали родную землю;
Образовательные ресурсы:
Фотографии памятных улиц, площадей, парков, памятников и тех людей, чью память они увековечивают; георгиевская ленточка; запись песни военных лет («Вот солдаты идут по степи опаленной…» — песня солдат Великой Отечественной о любви к Родине. Музыка: К. Молчанов. Слова: М. Львовский); портрет А.А. Фета.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Основные понятия:
Памятники, дни памяти.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные: получат представления о земляках, в честь которых названы улицы, площади, парки, поставлены памятники в родном городе (селе), научатся кратко объяснить, почему они удостоились такой чести;
Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл; строить рассуждение или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
Коммуникативные: уметь включаться в диалог с учителем, со сверстниками; формулировать ответы на вопросы; договариваться и приходить к общему решению;
Регулятивные: выделять из темы урока известные знания и умения; планировать свое небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом), собственные действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя.)
Формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.
Организационная структура урока
Этапы урока
Время (мин.) |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности
(1 мин.) |
Организует эмоциональный настрой на урок.
Я рада нашей новой встрече, |
Создает положительный эмоциональный настрой | Настраиваются на выполнение работы на уроке. | Фронтальная
|
Устный опрос |
II. Актуализация знаний (3 мин.) | — Вспомните, кого мы называем земляками?
(Земляки – это люди, которых объединяет общее место жительства, земля, на которой стоит родной город или село. Земляками могут быть люди разных национальностей, которых объединяет одинаково сильная любовь к земле, где они родились и живут). — Некоторые наши земляки жили очень давно, их уже давно нет в живых, но они до сих пор помнит народ. Как вы думаете, почему? (Они создавали наше культурное богатство, все то прекрасное и необходимое для жизни: создавали стихи, музыкальные произведения, фильмы, рисовали картины). |
Проводит параллель с ранее изученным материалом. Мотивирует учащихся на изучение новой темы. | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают свои ответы. | Фронтальная Индивидуальная | Устные ответы |
III. Изучение нового материала Работа по учебнику (с.32-33)
(15 мин.) |
Объявление темы, целей урока.
На доске — портрет А.А. Фета. Учитель читает стихотворение А.А. Фета. — Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворение? Выберите подходящее слово и объясните свой ответ? Вволнение, грусть, ожидание, тревогу). — В деревне Клейменово навечно сохранена память о великом поэте, А. А. Фете. — Память может превратиться в крепкий камень или металл и стать такой же крепкой и видимой всем. — Как вы думаете, что это такое? (Памятник). В деревне Клейменово в память о поэте А.А. Фете установили гранитный памятник. В день рождения поэта у памятник жители села и почитатели его творчества читают стихи и возлагают цветы. — Какое слово родственно слову памятник? (Память) Народная память становится крепкой, когда именами замечательных людей называют улицы, площади, парки. — Рассмотрите и опишите памятник (с.33) — Кому он поставлен? (защитникам нашей Родины) — Люди благодарны тем, кто защищал нашу жизнь в военные годы. (Звучит запись песни военных лет) Вот солдаты идут по степи опаленной…» — Существуют особенные дни в году, не похожие на другие. И связаны они с памятью. — Когда мы отмечаем день памяти защитников нашей Родины? (9 Мая) — Как называют этот праздник? (День Победы) — В знак памяти принято зажигать у памятника вечный огонь, где стоит почетный караул. К памятнику возлагают венки, приносят цветы. Вспомним ленточку на наградной серебряной Георгиевской трубе (с.28). Недавно в России возник добрый обычай: в знак памяти о победе наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек в Великой Отечественной войне молодые люди раздают на улице прохожим в канун 9 мая георгиевские ленточки. И каждый, кто получил такую ленточку, прикрепляет ее на груди. Так будто говорят друг другу: «Мы помним наших защитников, наших героических дедов, прадедов, бабушек и прабабушек. Мы помним наших земляков!» — Расскажите, кто на них изображен? — Самая главная награда для тех, кто воевал, — это любовь и уважение их потомков. Недаром так светится счастливой улыбкой лицо славного воина на фотографии внизу справа. Он счастлив, что его любит и обнимает внук — такой же молодой и красивый, каким был дед в годы войны. |
Формулирует тему и цели урока. Формулирует тему и цели урока.
Рассказывает о А. А. Фете. и поясняет работу по учебнику. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выслушивает ответы учеников. Использует запись песни военных лет. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Рассказывает о праздновании памятных дней. |
Отвечают на вопросы учителя, обосновывая свои ответы. Отвечают на вопросы учителя. Обосновывая свои ответы. Работают по картинкам в учебнике.
Слушают запись песни военных лет. Узнают о праздновании памятных дней. |
Фронтальная
Индивидуальная |
Устные ответы |
Физкультминутка (2 мин.) | Солнце вышло из-за тучки, Мы протянем к солнцу ручки. Руки в стороны потом Мы пошире разведем. Мы закончили разминку. Отдохнули ножки, спинки.В.И. Ковалько («Школа физкультминуток») |
Мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Индивидуальная | Наблюдение |
IV. Первичное закрепление и осмысление изученного (10 мин.) Учебник (с.33)
Рабочая тетрадь (с.26-27) |
— Давайте виртуально совершим прогулку по улицам нашего города и вспомним, кому поставлены памятники в нашем городе, чьи имена живут в названиях наших улиц, площадей, парков.
(Презентация) — Что вам известно об этом человеке, чем он прославился? Выполнение заданий в рабочей в тетради (с.26, задание №1) коллективная работа. Задание № 3, (парная работа, с коллективной проверкой) (Минута молчания) |
Показывает презентацию с памятными местами в городе, произносит название улицы, площади или имя того, кому посвящен памятник. Организует самостоятельную и парную работу в рабочей тетради. Обучает приемам самоконтроля. Побуждает к высказыванию своего мнения. Помогает в случае необходимости. Дополняет ответы детей или рассказывает сам. | Выполняют самостоятельную и парную работу в тетради, применяя и закрепляя полученные знания. Коллективно проверяют работу. Анализируют и выполняют задание. Обосновывают свои ответы. | Фронтальная.
Индивидуальная. Парная. Коллективная. |
Устный опрос
Практическая работа |
V. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.) | — Что вам запомнилось и понравилось на уроке?
— Какие дни памяти отмечают в нашем крае? — Какие памятные места ты посещал в своем городе? |
Уточняет понимание учащимися изученного материала на уроке. | Отвечают на вопросы, обосновывая свои ответы. Осуществляют самооценку. | Фронтальная | Оценивание за работу |
Домашнее задание (1 мин.) | Выполнить в рабочей тетради задание 2, с.26, задание 4, с 27. | Формулирует задание. Обучает приемам самоконтроля. | Анализируют и выполняют задание.
|
Индивидуальная | Практическая работа |