«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут»

Урок мужества (посвящается памяти Михаила Родионова, выпускника Поливановской средней школы, погибшего в мирное время)


Лариса Александровна АРАПОВА, учитель иностранного языка МОУ СОШ п. Поливаново, Барышский район, Ульяновская область


Цель:

— воспитание чувства патриотизма, уважения и благодарности к её защитникам;
— формирование представления о долге, чести, ответственности;
— воспитание и сохранение чувства гордости за свою страну и её Вооруженные силы.
— формирование гражданской и исторической сознательности, привитие чувства уважения к солдатам, участвовавшим в боевых действиях в настоящее время.

Задачи:

1.Расширение исторических знаний и представлений обучающихся о современной истории России;
2.Формирование активной жизненной позиции.

Подготовительная работа:

— изучение картографии Барышского района, литературы по данной теме районного краеведа Шурмелева Е.А.
— работа с материалами и документами из фондов архивного отдела администрации п. Поливаново, анализ статей и заметок местной прессы 1779года.
— изучение информации о дне танкиста.

Афоризмы к мероприятию:

Вернуть бы тех… кого забрали небеса… Хоть на минутку – лишь увидеть лица… Чтоб посмотреть в давно забытые глаза… Сказать три слова… и отпустить их… к птицам…

Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна. (Цицерон)

Уходят те, кто дорог и любим
внезапно, безвозвратно, безнадежно…
Как трудно сердцем
пережить людским,
И осознать… почти что невозможно…

Как сложно хоронить друзей.
Холодный ветер ранит душу,
И дрожь проходит до костей,
Как в зимнюю метель и стужу.

Вереницей летят года,
Из прошлого стираются страницы …
Но память не забудет никогда,
Ушедших в небеса, родные лица …

Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству. (Федор Николаевич Глинка)

Оборудование:

мультимедийная установка, компьютер, свечи, личные вещи солдата, армейский альбом, вырезки из газет, платок- подарок матери, телеграммы, фотографии, выставка танков (поделки учащихся), личные документы.

Ход мероприятия

Звучит запись звона колоколов.

Выходят Варюша (учащаяся 2 класса, 7 лет) и ее мама (Мария Юрьевна — учитель литературы и русского языка.)

ВАРЯ: Что это? Ты слышишь?
МАМА: Это колокола. Колокола памяти…
ВАРЯ: Памяти? А разве такие бывают?
МАМА: Бывают. Слушай! Это говорит сама память… .
ВАРЯ: Но разве память бывает живой?
МАМА: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!

1 ВЕДУЩИЙ: Вторая суббота декабря в календаре дат и событий помечена трауром: это день памяти военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы в мирное время.

2 ВЕДУЩИЙ:
А мальчики совсем не виноваты:
Ни в том, что родились в шестидесятом,
Ни в том, что на планете нет покоя,
Ни в том, что не сдавались в плен без боя.

1 ВЕДУЩИЙ: Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому защита родной земли обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Людям даются почётные звания, но самое почётное из них – защитник Родины.

2 ВЕДУЩИЙ: Что такое армия? В чём смысл, дух и назначение этой древнейшей опоры российской государственности? Служба в армии – испытание на мужество, патриотизм и гражданственность. На протяжении всей истории армия, флот были оплотом российской государственности. Военные конфликты, кризисы и катаклизмы, сменяя друг друга, становятся испытанием на прочность нашего общества. Выжить и победить россиянам и России в данных ситуациях всегда помогали высшие патриотические чувства, сплоченность, жертвенность

На сцену выходят мальчики, учащиеся начальных классов в военной форме.

Игорь: У меня пока игрушки:
Танки, пистолеты, пушки,
Оловянные солдаты,
Бронепоезд, автоматы.

Матвей: А когда настанет срок,
Чтоб служить спокойно мог,
Я с ребятами в игре
Тренируюсь во дворе.

Андрей: Мы играем там в «Зарницу» —
Прочертили мне границу,
На посту я! Стерегу!
Раз доверили — смогу!

Дима:
А родители в окне
Смотрят вслед с тревогой мне.
Не волнуйтесь вы за сына,
Я же — будущий мужчина!

Вадим:
Это все, конечно, враки,
Что мальчишки любят драки,
Хулиганы, забияки, непослушными растут.

Игорь:
Но, представьте, что мальчишки
В драке — только понаслышке,
Набивать не будут шишки
Просто так и без причин!

Матвей:
Не пройдут свои дороги,
Перекаты и пороги,
То тогда из них в итоге
Не получится мужчин!

Настя Говендяева (10 класс) читает стихотворение:
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага отчизну защитить!
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по – бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руки:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной.
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!

1 ВЕДУЩИЙ: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

Артем Чирков (учащийся 9 класса): Есть ли сегодня у нас примеры для подражания, люди, на которых хочется быть похожим? Такой вопрос я задал себе. Ответить на этот вопрос мне было непросто. Чтобы ответить на этот вопрос, я обратился к Интернету.
Неужели, в окружающей нас жизни нет людей, которых можно назвать настоящими героями, которые были бы похожи, например, на своих дедов и прадедов, защищавших страну в страшные годы военного лихолетья, покорявших космос, спасавших чужие жизни?
Я живу в Ульяновской области, и мне, прежде всего, хотелось собрать информацию о героях Ульяновской области. Мне кажется, это очень важно сегодня для всех – и для взрослых, и для детей – знать, что рядом с тобой живут люди, которые в любую минуту придут на помощь, «маячки», чьим подвигом можно по-настоящему восхищаться. Их пример показывает нам, как нужно беззаветно любить свою Родину и всех людей.
Летом я с родственниками ездил на кладбище в село Мордовская  Темрязань. Случайно я остановился у могилы Михаила Родионова. На фотографии он был в танкистском шлеме и военной форме. Я поинтересовался, что случилось. И мне рассказали, что он погиб во время армейской службы в Венгрии, в Будапеште. Это событие не давало мне покоя. Так появилось желание начать исследовательскую работу.
Мы живем в поселке с богатым историческим прошлым, охватывающим огромный временной пласт, и по праву гордимся его историей. В ней отражена судьба легендарных земляков, которые внесли значительный вклад в летопись родного края. Знать историю своей малой родины на сегодняшний день важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.

1 ВЕДУЩИЙ: Наше сегодняшнее мероприятие мы назвали «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» и посвящаем его памяти нашего земляка, выпускника Поливановской средней школы Родионова Михаила Васильевича.

Артем (на фоне презентации): В центре села в живописном месте стоит большой деревянный дом, в котором до 1979 года жил М.В. Родионов.
Михаил родился 5 марта 1960 года. Он был первым ребенком в семье. Мать — Христинья Никитична работала в совхозе «Живайкинский», который находился на территории Мордовской Темрязани. Отец — Василий Данилович работал в Поливановском леспромхозе. Он жив до сих пор. У Михаила было две сестры Надежда и Мария. Старший брат был для них примером. Он был очень трудолюбив. Семья держала много скотины, большой огород. После школы, надев фуфайку, Михаил без напоминания шел во двор и помогал по хозяйству. Летом с отцом косил сено, с весны уже заготавливал дрова.
До 8 класса Миша учился в восьмилетней школе с. Мордовская Темрязань. Он был скромным парнем, к учебе относился добросовестно. В 1974 году был принят в члены ВЛКСМ.
Интересовался техникой. В 9-10 классе учился в Поливановской средней школе. Часто домой ходили пешком через Лысую гору. В течение недели он жил в школьном интернате.
После окончания школы поступил в Куйбышевский энергетический техникум, который успешно закончил.
Осенью 1977 года его призвали в армию в Венгрию, в город Будапешт. Михаил писал письма домой, рассказывал о службе и своем экипаже в составе 5 человек. В те годы быть танкистом было не менее престижно, чем летчиком или военным моряком. Сотни тысяч советских мальчишек мечтали о службе в новом роде войск, казавшемся столь интересным и впечатляющим по сравнению с «традиционной» пехотой.

Танец «Самый любимый» (исполняют Л.В. Тягур и Л.В. Янкина — выпускницы Поливановской средней школы 1994 года.)

Артем: Запомнился допризывный ноябрь. В сельсовете Михаилу вручили повестку: «Необходимо явиться в райвоенкомат с вещами и с трехдневным запасом питания для отправки в советскую армию».
В семье по традиции устроили вечер-проводы. В армию провожали, вином угощали, напутствия какие-то говорили, желали счастливой службы. Потом уселись в фургон колхозный на душистое сено, и повез будущего солдата водитель к месту назначения и сосредоточения, в Барышский райвоенкомат.
Михаил писал другу Геннадию Сайгину в своем письме: «А кого вы здесь представляете?» — спрашивали венгры. Мы отвечали: «Мы представители Великого СССР». Быть таковыми — почетно и ответственно. Выдержу ли? Мне 18, кому чуть больше. Так хочется встречаться с девушкой… А мы местных красавиц не видим, они за забором».
В Венгрии служба материально стимулировалась. Солдатам платили и филлерами, и форинтами, и нашими рублями. А в Будапеште можно на них приобрести было швейные изделия, много изделий, продукты. На месячное довольствие солдата можно было купить хорошую рубашку.
И опять из письма другу Михаилу Сайгину: «Политзанятия у нас играют большую роль. На них капитан всегда подчеркивал особенность нашего поведения за границей. По нему венгры судили о нас — русских, о России.
Занятия часто проводятся в поле, в любую погоду, днем и ночью, мне нравиться обнаруживать под снегом рвы, ямы, минные поля, водить свой танк при глубоком снежном покрове, преодолевать обледенелые скаты высот. С нами, механиками-водителями проведено учение по эксплуатации техники зимой. Скоро домой! На Новый год точно встретимся!»

Сценка «Рассказ танкиста» (А.Твардовский.) Исполняют учитель Романов А.Ю. и учащийся 6 класса Кутковой С.

Танкист:
Шёл бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка.

Парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду…

Танкист:
Да где же? Где?

Парнишка:
А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Танкист:
Что ж, бой не ждёт.
– «Влезай сюда, дружище!» – И вот мы катимся к месту встречи.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.

Парнишка:
Вот здесь.

Танкист:
И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал:
– Спасибо, хлопец!
– И руку как товарищу пожал…
Был трудный бой.
Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

Артем: Совсем немного осталось до конца службы. Как и все солдаты, Михаил начал оформлять альбом «Памяти моей службы в танковых войсках посвящается (1979-1981)», готовил подарки родным. Сестрам он уже купил шифоновые шарфики, а матери платок с видом города Будапешт, который она так ни разу и не надела. Он хранится до сих пор.
В жизни всегда есть место подвигу.
Третьего декабря 1980 года, за месяц до окончания срочной службы, погиб механик-водитель танка Михаил Васильевич Родионов, наследник боевой славы своих односельчан из Мордовской Темрязани, фронтовиков-танкистов Лаврентия Федоровича Романова и Андрея Илларионовича Сайгина.
Родионов ликвидировал пожар в боевом отделении танка и, заняв место наводчика, прямым попаданием поразил наиболее опасную для колонны позицию противника. Танкист до последнего снаряда прикрывал выход колонны из зоны обстрела. Михаил вывел из ангара в безопасное место горящую крепость на гусеницах и ценой своей жизни спас товарищей, другие боевые машины.

Песня «Я ухожу…» под гитару исполняет Романов А.Ю.

Я ухожу, сказал мальчишка ей сквозь грусть
Ты только жди, я обязательно вернусь
И он ушёл, не встретив первую весну
Домой пришёл, в солдатском цинковом гробу.

Рыдает мать, и словно тень стоит отец
Для них он был, для них он был ещё юнец.
А сколько их, не сделав в жизни первый шаг
Домой пришли в солдатских цинковых гробах.

Когда-то он, с одной девчонкою гулял
Дарил цветы, и на гитаре ей играл
И даже в миг, когда на белый снег упал
Он имя той девчонки кровью написал.

Развеет ветер, да над могилой серый дым
Девчонка та, уже целуется с другим
Девчонка та, что обещала подожду
Растаял снег, исчезло имя на снегу.

Он до рассвета, всего лишь часа не дожил
Упал на снег, и грудью родину закрыл
Упал на снег, не в дни войны а в мирный час
И для него, весны рассвет на век погас.

Я ухожу, сказал мальчишка ей сквозь грусть
Ты только жди, я обязательно вернусь
И он ушёл, не встретив первую весну
Домой пришёл, в солдатском цинковом гробу.

Инсценировка «Реквием» (Р. Рождественский). Исполняет Мария Нестерова — директор дома культуры, выпускница нашей школы).

Ой, зачем ты,
солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем из армии,
сын, не возвращаешься?
Из беды
тебя я выручу,
прилечу
орлицей быстрою…
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный…
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать
над могилою…
Не хочу я
ничегошеньки —
только сына
милого.
На чужбине моя ластынька!
За горами —
за громадами…
Если выплаканы
глазыньки —
сердцем
плачут матери.
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Вдруг ошибка телеграмма та?
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?

Песня «Молитва» (исполняет Артамонова Н.А., выпускница школы.)

Матушка за сына, на коленях молится.
Огонек лампады теплится.
И светлеет лик Богородицы.

Ты, царица – матушка, вечная заступница.
Сбереги, сыночка милого.
Стань ему незримой спутницей.

Припев:
Землю лаская, ночь поет колыбельную.
В небе бескрайнем, Бог рождает зарю.

Будет Пасха светлою, будет нива полною.
Сын вернется к старой матушке.
Во святую, Русь – православную.

Припев:
Землю лаская, ночь поет колыбельную.
В небе бескрайнем, Бог рождает зарю.

Матушка за сына, на коленях молится.
Огонек лампады теплится.
И светлеет лик Богородицы.
Огонек лампады теплится.
И светлеет лик Богородицы.

Даша Филиппова (10 класс) читает стихотворение:
Трудно верится в это горе,
Что средь нас больше нет тебя.
И из армии ты не вернешься,
Вместе с нами не посмеешься,
А ведь ты так любил смеяться.
И шутил ты всегда безобидно,
И слов грубых как будто не знал.
И по этой причине, наверно,
Было много друзей у тебя.
Мы на службу тебя проводили
И не думали, что через год
Ты отдашь свою жизнь молодую,
Выполняя солдатский свой долг.
Больше сердце в груди не забьется,
Навсегда ты теперь молодой…
Пусть же в памяти остается
Смех веселый твой, озорной!

2 ВЕДУЩИЙ: Верный присяге, убеждённый в том, что защищает интересы Родины и оказывает дружественную помощь соседнему народу, он лишь выполнял воинский долг.

Монолог в исполнении Леванюк Г.С. (сельский библиотекарь, выпускница школы.)

«Он у меня маленького роста был» (Светлана Алексиевич.)

– Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, вес – два килограмма, рост тридцать сантиметров. Боялась в руках держать…
Прижму к себе:
– Мое ты солнышко…
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили. Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают. Он их собирает:
– Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает.
– Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дарила ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
– Я солдат… Я солдат…
– Мое ты солнышко… Поиграй во что-нибудь мирное.
– Я – солдат…
Идти в первый класс, не можем нигде купить костюм, какой ни примеряем – он в нем тонет.
– Мое ты солнышко…
Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: МАМА, папа, сестренка. Я уезжаю…»
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, МАМА, не плачь, наша броня надежная».
– Мое ты солнышко… Наша броня надежная…
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Надела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть. Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришел капитан из военкомата:
– Крепитесь, мать…
– Где мой сын?
– Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
– Мое ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
– Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный. А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик. Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучалась в гроб:
– Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
– Мое ты солнышко…

Алексеева М.Ю. (учитель) читает стихотворение:

– Давным-давно, в восьмидесятых,
По радио услышала слова.
А слов-то тех запомнилась лишь строчка:
«Не для войны я сына родила!»

Запала в душу мою эта строчка:
«Я сына родила не для войны!»
И у меня есть сын, еще есть дочка,
Так пусть не знают этих слов они.

Не для войны рожала я детей,
Не для войны растить я буду внуков!
Так хватит уж страданий матерей,
Что выплакали слезы все в разлуках!

А по Земле шагает 21 век.
Но актуальной остается эта строчка.
Страдает мое сердце, ты поверь,
Когда потери есть в горячих точках!

Много лет прошло, но до сих пор,
Я, как молитву, повторяю эту строчку:
«Не для войны я сына родила!»
А у меня есть сын, еще есть дочка!

Танец «Прощание» исполняют Чирков Артем и Чиркова Вера (танцевальный дуэт «Аве», хореограф Базуева Е.В.)

1 ВЕДУЩИЙ:
Болью невыплаканной материнской любви,
Болью отцовской скорби,
Болью недолюбившей невесты,
Болью светлой памяти друзей,
Болью не родившихся детей
Пусть озарится его имя.

2 ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, учителя и все присутствующие на нашем мероприятии! Пусть всех нас объединит память о соотечественниках, жизнь которых оборвалась так внезапно! Никто не забыт и ничто не забыто!
И в эти трогательные минуты, каждый из вас держит в своих руках не просто свечу, а свою память и скорбь, в этот миг задумайтесь о наболевшем, о той нестерпимой боли, которую испытала страна и люди.

1 ВЕДУЩИЙ: Вспомните своих близких: дедов, прадедов, всех, кто отдал свой долг на благо нашей Родины. Ведь нет в России ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.

Минута молчания на фоне песни «Зажгите свечи». Все присутствующие зажигают свечи.

Стихотворение «Памяти танкиста Михаила Родионова» (автор Арапова Л.А.), читает Артем Чирков:

По всей Руси декабрь да снег,
Пригоршни зимней стужи.
Никто не знал, что человек
Оставит миру душу.

В селе обычный парень жил.
И осенью пошел в солдаты.
Танкистом в Венгрии служил
И вроде было все, как надо.

Устройство танка познавал,
Стрелял и управлял машиной.
И неполадки устранял,
Любил свою «махину».

Он не успел осуществить
Свои мечты и планы…
Ему бы жить! Лишь начал жить…
И не было изъяна.

Всё позади: тетради лист,
Училище, друзья, родные.
Ты, Михаил, теперь танкист,
С тобой машины боевые

Учился жить и воевать,
Ошибкам в армии нет места.
А дома сёстры, дома мать,
Но только жаль, что нет невесты…

Здесь Михаил учебный бой
В ожесточённой схватке принял.
И знать, начертано судьбой
В веках прославить свое имя.

Летели дни, летел танкист,
Встречая свой рассвет.
Жизнь, словно белый чистый лист,
И только … двадцать лет (ему лишь.)

Военной поступью зима
Всё шла и вдруг остановилась.
Бой был таким, что тишина
За тридевять земель укрылась.

Горит! Наш танк уже горит!
«Эй, поворачивай оглобли!»
Солдатам Михаил кричит.
Геройству час, как видно, пробил.

Снаряд! Ещё снаряд! Дышать
От дыма в танке просто нечем.
А ему надо устоять,
Об отступленье нет и речи.

Пустые гильзы, дым и взрыв.
Здесь утро не несёт рожденья.
И нет войны… А он не жив…
Не дай нам, боже, повторенья.

За кромку серых туч рвались
Лучи спасительного света.
Всё очень близко: смерть и жизнь,
Всё очень страшно: был и нету.

Вот парни стали отходить,
Их танк уж яростно дымится.
Бой приутих. «Эх, закурить,
Как закурить охота, братцы».

Но вдруг удар броню потряс,
И танка содрогнулась сила.
Молитва матери в тот час
Не сберегла, не защитила.

Декабрьский снег к земле припал,
Ночь вытекла стрельбой и кровью.
А наш земляк Героем стал,
Герой с расстрелянной любовью.

А сестры выплачут глаза,
А маму Христю скрутит горе.
Не мог он отступить назад!
Не мог.
Да кто ж об этом спорит?

Течёт речушка за селом,
А с жизнью Михаил расстался.
И опустевший стоит дом,
Лишь цвет малиновый остался.

Нет сына. Не приедет брат…
Гроб цинковый открыли дома…
Бойцы расскажут, как солдат
Погиб. Плач матери и стоны.

На сельском кладбище в цветах
Танкиста нашего могила.
Здесь покоится боль и прах.
На кресте — фото Михаила.

Стоит такая тишина…
Так берегите ж её, люди.
Ведь это не была война…

Директор школы Чиркова Н.А.: Подводя итог нашего мероприятия, мы можем сделать следующие выводы. Давно отгремела Великая Отечественная война, восстановлены города, сёла, возведены памятники героям – солдатам, которые победили фашизм. Нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, во время мирной службы, нельзя залечить раны в душе родственников, но увековечить память об этих героях можно.
Если каждый житель нашего поселка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, поселения, историю своей улицы, школы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Наша творческая группа проявила любознательность, интерес к истории родного поселка, стремление к самостоятельному поиску. Подготовительная работа обеспечила историческую преемственность поколений, создала условия воспитания начал патриотических чувств обучающихся школы, способствовала объединению, взаимному уважению учителей, детей, родителей. Все это способствовало формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека, уважения к героическому прошлому нашего поселения. Знание и понимание исторического прошлого родного края позволило лучше понять и осознать, что мы с вами являемся частичкой нашей малой и большой Родины.
Наши земляки, наши односельчане отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.

Заключение

1 ВЕДУЩИЙ: В современной России несомненно есть люди, которые могут служить примерами для всех, в том числе и для школьников.
О подвигах, совершенных людьми в настоящее время в СМИ очень мало информации, она не систематизирована, мало источников, поэтому наше мероприятие перспективно, его можно продолжать разрабатывать в различных направлениях, например, «Боевые подвиги», «Геройские поступки девушек»; «Дети-герои».
В ходе работы над сценарием мы не только нашли информацию о героях современной России, а именно о героях-ульяновцах, но и научились находить нужную информацию в информационном поле, отбирать её по заданным признакам.

2 ВЕДУЩИЙ: По результатам работы мы создали видеоролик «Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама…»
Мы очень надеемся, что подрастающее поколение проявит интерес к истории своего края, будет изучать фонд библиотек на предмет наличия произведений о героях-земляках, героях Великой Отечественной войны; расширят кругозор по краеведению; повысят свою коммуникабельность; станут порядочными гражданами своей страны, будут иметь развитое чувство достоинства, патриотизма.

Список использованной литературы:

Материалы из личного архива семьи Родионовых.
Районная газета «Барышские вести» (декабрь 1979 года)
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Предс. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев —
Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87­95382.
Катуков, М.Е. 1-я гвардейская танковая бригада / М.Е. Катуков // Битва за Москву / сост. К.И. Буков и др. – М., 1985. – С. 191-214.
Кирилин, Е. Подвиг танкиста / Евгений Кирилин // Краевед : сб. материалов № 3. – Серпухов, 1985. – С.69-72.
Корнеев, Н. Улица Лавриненко / Николай Корнеев // Серпух. вести. – 2010. – 8 мая. – С. 10.
Кто был кто в Великой Отечественной войне. Люди. События. Факты: кратк. справ. – М., 1995. – С. 146.
Евгений Шурмелёв «Капельки России» (Ульяновск, 2013 год).
Музей Памяти 1941-1945 Статья экскурсовода Е.А. Шурмелева.
Танкисты. «Мы погибали, сгорали…» — Артем Драбкин.
Танкист живет три боя. Дуэль с «Тиграми» — Юрий Корчевский.
Историческая литература. Танкисты Великой Отечественной (сборник) Дмитрий Лоза

Интернет-ресурсы:

Источник: www.nationaljournal.ru
Источник: http://nikolay-siya.livejournal.com/559461.html
Источник: http://back-in-ussr.com/2016/11/obrazec-stoykosti.html
Источник: http://armor.kiev.ua/Battle/WWII/lavrinenko/