5 шагов к правильному сопровождению учеников с ОВЗ

В России больше миллиона учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). И многие из этих детей приходит в систему общего образования. С одной стороны, это повышает его инклюзивность, что хорошо. С другой — многие школы к этому совершенно не готовы и перекладывают ответственность на учителя, который до того мог никогда не иметь опыта работы с детьми с ОВЗ. О том, как в этой ситуации правильно выстроить сопровождение учеников с ОВЗ, рассказывает поведенческий аналитик, научный сотрудник центра нейрокогнитивных исследований «МЭГ-центр» при МГППУ, co-founder образовательной платформы для детей ISmart Дзерасса Гояева.

Нормативы и реальность

Право детей с ОВЗ на обучение в общеобразовательных организациях закреплено в федеральном законе об образовании (273-ФЗ). Школа обязана обеспечить такому ребенку специальные условия на основании заключения медкомиссии (ЦПМПК), которое родители приносят вместе с другими документами при приёме в школу.

Под специальными образовательными условиями подразумевается:

  • работа со специалистами — психологом, логопедом, дефектологом;.

  • обучение по адаптированной общеобразовательной программе (вариант программы прописывается в заключении ЦПМПК).

В реальности происходит так, что педагог остаётся один на один с классом, где учеников зачастую больше, чем предполагают нормы СанПиНа, и вдобавок — ученик с особыми образовательными потребностями. В этих обстоятельствах учитель как будто должен вести два параллельных урока: один — для нормотипичных учеников, другой — для ученика с ОВЗ. Что, конечно, физически невозможно.

Кроме того, у учителя зачастую нет компетенций для обучения таких детей. Среднестатистический педагог не знает, какие особенности у ученика с расстройством аутистического спектра или как работать с ребенком с задержкой психического развития.

То же самое касается и адаптированных программ. Для каждой группы учащихся с ОВЗ есть свой образовательный стандарт, своя программа обучения. Но учителю в моменте сложно быстро изучить и особенности ученика, и особенности его программы. И тем более — интегрировать все это в уже отработанные схемы обучения. Часто учитель даже не понимает, откуда взять информацию по этой теме.

А дефектолога, логопеда или психолога, которые, согласно заключению ЦПМПК, должны заниматься с ребенком, в школе часто просто нет. В этой ситуации страдает не только ребенок, но учитель, которому даже посоветоваться не с кем.

Как помочь учителю

Главная задача школы — организовать систему сопровождения учеников с ОВЗ так, чтобы вся ответственность не ложилась на одного из участников образовательного процесса. Что можно и нужно для этого сделать:

  1. Повышать квалификацию педагогов.

В большинстве случаев учителя не имеют специальной подготовки для работы с детьми с ОВЗ. В идеале, если в класс приходит ученик с ОВЗ, администрация отправляет учителя на курс повышения квалификации. Их можно пройти в своем регионе (например, в региональном институте развития образования) или же найти подходящий вариант в интернете.

Но часто педагог узнает о том, что в его классе будет ученик с ОВЗ, на пороге учебного года. И обеспечить ему образовательный процесс нужно здесь и сейчас, а не после курсов. Вот список полезных ресурсов, которые помогут самостоятельно подступиться к теме:

Кроме того, понадобятся инструменты (обучающие, скрининговые, коррекционные), которые педагог сможет достаточно быстро освоить и применить в работе. Для этого подойдет платформа ISMART, которая предоставляет полезные и удобные онлайн-тренажеры для учеников с ОВЗ.

  1. Работать со специалистами.

Инклюзия предполагает расширения штата: дефектолог, логопед, психолог, тьютор и др. Но если в вашей школе нет таких специалистов, это можно компенсировать при помощи сетевых форм реализации образовательных программ. Для этого школа заключает договор с другими образовательными или необразовательными организациями и получает методическую поддержку необходимых специалистов.

  1. Поддерживать педагогический коллектив.

Необходимо, чтобы педагоги получали регулярную методическую поддержку на протяжении всего учебного процесса. Например, можно создать междисциплинарную команду педагогов, которая будет обеспечивать мониторинг и своевременную коррекцию образовательного маршрута учеников с ОВЗ.

  1. Работать с родителями.

Часто у учителя и родителей разные взгляды на ситуацию с ребенком с ОВЗ, и тут прежде всего необходим спокойный диалог. Важно, чтобы педагог показывал родителям динамику обучения ребенка и был в состоянии предложить конкретные решения возникающих проблем.


Источник