Секреты профессии: как репетитору провести эффективный онлайн-урок

Лайфхаками, как провести онлайн-урок так, чтобы он не уступал занятию в оффлайне, поделилась репетитор английского языка с 13-летним стажем, тренер для педагогов Ирина Юдина.

Установить порядок занятия

Внешний порядок — это четкие временные рамки, когда урок должен начаться и закончиться. При дистанционном обучении, когда ребенок легко отвлекается, быстрее устает, это особенно важно.

Ирина рекомендует:

  • заранее проверить, работает ли видеосвязь, все ли в порядке с онлайн-инструментами, которыми он будет пользоваться,
  • проверить, все ли файлы открываются и воспроизводятся;
  • помнить, что при занятиях онлайн нагрузка на ученика сильнее, поэтому урок должен быть короче, чем оффлайн-занятие.

Внутренний порядок — деление занятия на этапы. Ирина советует составлять очень подробный план и буквально поминутно расписать каждую часть урока: знакомство с новым материалом, самостоятельное выполнение задание, совместная игра, разминка, тест и т.д.

Полезно составить перечень видов деятельности ученика и самого репетитора, список материалов и ресурсов, которые понадобятся для занятия. А еще — четкий тайминг урока. Тогда педагог будет чувствовать себя увереннее, ведь на онлайн-уроках намного труднее перестроиться и сориентироваться, если что-то пойдет не по плану.

«Репетитор. Как педагогу развить личный бренд и зарабатывать больше» — курс повышения квалификации от Учебного центра Педсовета.

За 60 ак. часов обучения вы узнаете:
— какие есть тонкости и «подводные камни» в работе репетитора,
— как организовывать и планировать свою деятельность,
— как выйти на высокий, стабильный доход.

Программа основана на реальном опыте экспертов-практиков. По ее окончании выдается удостоверение о прохождении курса.

Удобный формат обучения. Доступна рассрочка.

Узнать подробнее

Подобрать учебные материалы

Во-первых, определиться с пособием: оно поможет эффективно выстроить образовательный процесс. Без учебника придется самим создавать программу, а это занимает много времени и требует особой квалификации.

Во-вторых, адаптировать материал: решить, использовать ли бумажную версию, или скачать пособие в электронном виде и делать демонстрацию экрана.

Но одним учебником на онлайн-занятии не обойтись: понадобятся дополнительные материалы. Здесь Ирина акцентирует внимание на том, что:

  • материалов, упражнений должно быть достаточно (лучше с запасом),
  • они должны быть разнообразными.

На онлайн-уроке необходимо больше практики и постоянная (в пределах разумного) смена активностей: изучили новый материал, выполнили упражнение, потом провели игровую викторину, дискуссию, обсуждение, поработали в парах, сделали тест и т.д.

Дополнительные материалы можно подобрать как по теме урока, так и просто для развлечения, смены деятельности (песни, подвижные игры и т.д.).

Контролировать процесс

  1. Напомнить о правилах.

В начале урока стоит проговорить с учениками правила, которые будут действовать на занятии: нужно ли выключить микрофоны, можно ли общаться в чате, когда задавать вопросы — сразу или в конце урока. Не лишним будет напомнить ученикам, как пользоваться платформой. Например, как «поднять руку», или поделиться экраном.

  1. Продумать, как взаимодействовать с учениками. 

В физическом классе учеников можно рассадить по парам, малым группам. В онлайн-формате разделить детей будет не так просто. Поэтому Ирина советует заранее определиться, как работать: обращаться сразу ко всей группе, делить на пары, давать индивидуальные задания.

  1. Спланировать, как ученики будут выполнять задания.

Пусть кто-то пишет на интерактивной доске, а остальные проверяют; или ученики отвечают по очереди, выполняют самостоятельно в тетрадях, а потом высылают вам. А может быть, это будет интерактивное задание на специальных ресурсах.

  1. Контролировать, как дети усваивают знания. 

Здесь поможет четкий дедлайн выполнения заданий — будь то упражнение на уроке или домашка. Подойдут традиционные способы контроля: вопрос-ответ, проверка «тетрадей» (высланных учениками сканов), совместная проверка или самопроверка. Можно автоматизировать этот процесс с помощью сайтой с интерактивными заданиями.

Собирать обратную связь

Живого общения в онлайне мало, поэтому ценность рефлексии повышается. Поэтому на обратную связь нужно обязательно выделять время в конце урока, 2-3 минуты.

На этом этапе Ирина советует подвести итоги занятия, поговорить, чему научились, что нового узнали:

«Можно получить обратную связь не только о самом занятии, но и о качестве связи, удобно ли было пользоваться тем или иным инструментом, какой формат заданий понравился. Если времени на уроке осталось мало, и вы не успеваете получить устный отклик, попросите детей написать в чат».

От того, как будет спланирован урок и насколько качественной будет подготовка к нему, будет зависеть, насколько хорошо ученики усвоят знания. А это влияет на стоимость преподавателя на рынке репетиторских услуг.


Источник