Зеленая планета
Использование межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников
Нурия Асраровна Арифуллова, учитель начальных классов МБОУ СШ №85, г. Ульяновск
Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. (В. Гёте)
Одним из направлений работы с классным коллективом является «Зелёная планета», цель которой прививать любовь к родному краю, формировать экологическую культуру и ценностное отношение к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.
Актуальность:
- Необходимость введения экологического образования в современной школе стала потребностью, продиктованной жизнью.
- Экологическая безграмотность, безответственность, экологические проблемы, в результате которых современное человечество находится на грани самоуничтожения.
- Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы воспитать у детей ответственное отношение к природе. Успех в решении задач экологического воспитания школьников зависит от первого этапа обучения – начальной школы, которая должна заложить основы формирования экологической ответственности.
Цель: решение проблемы экологического воспитания младших школьников с использованием межпредметных связей во внеклассной работе.
Задачи:
- Анализ психолого-педагогической литературы по экологическому воспитанию.
- Выявить и доказать эффективность форм и методов экологического воспитания младших школьников.
- Доказать, что использование межпредметных связей в экологическом образовании эффективно влияет на формирование экологических представлений у детей.
Педагогические принципы:
- Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы наиболее действенным эмоциональным способом.
- Принцип гуманизации. Формирует гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности.
- Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей.
Формы и методы:
- Наиболее эффективными формами и методами экологического воспитания младших школьников является: наблюдение, экскурсии, классные часы, внеурочная деятельность, праздники, проектная деятельность, посещение музеев, экологические задания и игры, проведение простых опытов, конкурс рисунков экологического содержания, чтение стихов, рассказов, сказок, просмотр фильмов, беседы, загадки, викторины по экологии.
- Экологическое образование создаёт реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экология может прозвучать на всех уроках и во внеурочной деятельности.
- Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях младших школьников.
- Анализ программ начальной школы позволяет выделить знания о природе во всех учебных предметах.
- Общность многих задач учебно-воспитательной работы на уроках «Мир вокруг нас», ИХТ, литературного чтения, музыки, русского языка и математики позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между предметами.
Мир вокруг нас
- Стараюсь осуществлять межпредметную связь в экологическом образовании, чтобы тема экологии прозвучала на всех уроках.
- Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам.
- На экскурсиях по предмету мир вокруг нас использую ведущий метод – наблюдение, когда дети знакомятся с объектами живой и неживой природы. В естественном виде, в естественной обстановке увидели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, грязные водоёмы), старались практически помочь природе (подвязывали веточки, собирали корм для зимующих птиц, рисовали природоохранные знаки, рисунки).
- Во время экскурсии знакомила детей с красотой природы родного края, обращая внимание на краски, звуки, запахи природы. На экскурсии старались определять породы деревьев, различать у них листья, их особенности.
Межпредметная связь
- Затем на уроке русского языка после экскурсии выполняли работы творческого характера: мини-сочинения о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и будущем планеты; описывали животное, которое видели на экскурсии; писали продолжение рассказа на заданную тему; использовала в словарной работе загадки о растениях и животных.
- В каждый урок математики включаю хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы, или рассказывающую об охране природы.
- Дети сами составляют экологические задачи.
- На уроке литературного чтения составляем рассказы по сюжетной картинке, проводим разбор сравнительных оборотов в стихотворениях русских поэтов, на уроках внеклассного чтения читаем и анализируем произведения о природе.
- Уроки изобразительного искусства одни из форм познания ребёнком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. На уроках художественного труда делаем гербарий и аппликации из листьев, собранных на экскурсии, а также поделки из природного материала.
Внеклассная работа
- Хорошо помогают решать задачи экологического воспитания классные часы, проведённые в форме уроков-путешествий, КВНов, вопросов-ответов.
- Вошло в традицию, каждое занятие начинаем с рубрики «В мире интересного», где дети готовят сообщения о каком-нибудь животном или растении.
Работа с родителями
Экологическое воспитание в стенах учебного заведения недостаточно, ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание мною уделяется разъяснительной работе с родителями. Провожу консультации на темы: «Природа и дети», «Выходной день в лесу, на реке» и другие. На родительские собрания выношу для обсуждения темы «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе» и другие.
Результаты работы
Поскольку интеграция это не самоцель, а определённая система в моей работе, то есть и конкретные результаты обучения:
- В повышении уровня знаний по предметам.
- В эмоциональном развитии учащихся.
- В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
- В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время. (Умение пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определённой теме).
- Во включении учащихся в творческую деятельность.
Вывод
Считаю, что смоделированная система межпредметных заданий может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях, практических и поведенческих умениях младших школьников, на достижении главной цели – формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Список литературы:
- Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. // Начальная школа, №1, 1989.
- Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. // Начальная школа, №2, 1988.
- Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
- Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа, №4, 2002.
- Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. // Начальная школа,№5, 2002.
- Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.
- Интернет-ресурсы.