Зеленая планета

Использование межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников


Нурия Асраровна Арифуллова, учитель начальных классов МБОУ СШ №85, г. Ульяновск


 

Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех страницах. (В. Гёте)

Одним из направлений работы с классным коллективом является «Зелёная планета», цель которой прививать любовь к родному краю, формировать экологическую культуру и ценностное отношение к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты.

Актуальность:

  1. Необходимость введения экологического образования в современной школе стала потребностью, продиктованной жизнью.
  2. Экологическая безграмотность, безответственность, экологические проблемы, в результате которых современное человечество находится на грани самоуничтожения.
  3. Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы воспитать у детей ответственное отношение к природе. Успех в решении задач экологического воспитания школьников зависит от первого этапа обучения – начальной школы, которая должна заложить основы формирования экологической ответственности.

Цель: решение проблемы экологического воспитания младших школьников с использованием межпредметных связей во внеклассной работе.

Задачи:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по экологическому воспитанию.
  2. Выявить и доказать эффективность форм и методов экологического воспитания младших школьников.
  3. Доказать, что использование межпредметных связей в экологическом образовании эффективно влияет на формирование экологических представлений у детей.

Педагогические принципы:

  1. Краеведческий принцип. Основан на восприятии природы наиболее действенным эмоциональным способом.
  2. Принцип гуманизации. Формирует гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности.
  3. Принцип интеграции. Он основывается на активном использовании межпредметных связей.

Формы и методы:

  1. Наиболее эффективными формами и методами экологического воспитания младших школьников является: наблюдение, экскурсии, классные часы, внеурочная деятельность, праздники, проектная деятельность, посещение музеев, экологические задания и игры, проведение простых опытов, конкурс рисунков экологического содержания, чтение стихов, рассказов, сказок, просмотр фильмов, беседы, загадки, викторины по экологии.
  2. Экологическое образование создаёт реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема экология может прозвучать на всех уроках и во внеурочной деятельности.
  3. Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях младших школьников.
  4. Анализ программ начальной школы позволяет выделить знания о природе во всех учебных предметах.
  5. Общность многих задач учебно-воспитательной работы на уроках «Мир вокруг нас», ИХТ, литературного чтения, музыки, русского языка и математики позволяет развивать оптимальные взаимосвязи между предметами.

Мир вокруг нас

  1. Стараюсь осуществлять межпредметную связь в экологическом образовании, чтобы тема экологии прозвучала на всех уроках.
  2. Большие возможности для осуществления экологического образования на межпредметной основе имеют экскурсии по различным предметам.
  3. На экскурсиях по предмету мир вокруг нас использую ведущий метод – наблюдение, когда дети знакомятся с объектами живой и неживой природы. В естественном виде, в естественной обстановке увидели большие и маленькие раны природы (сломанные ветки, грязные водоёмы), старались практически помочь природе (подвязывали веточки, собирали корм для зимующих птиц, рисовали природоохранные знаки, рисунки).
  4. Во время экскурсии знакомила детей с красотой природы родного края, обращая внимание на краски, звуки, запахи природы. На экскурсии старались определять породы деревьев, различать у них листья, их особенности.

Межпредметная связь

  1. Затем на уроке русского языка после экскурсии выполняли работы творческого характера: мини-сочинения о красоте природы, о родном крае, о животных и растениях, о профессиях и будущем планеты; описывали животное, которое видели на экскурсии; писали продолжение рассказа на заданную тему; использовала в словарной работе загадки о растениях и животных.
  2. В каждый урок математики включаю хотя бы одну задачу, знакомящую с элементами природы, или рассказывающую об охране природы.
  3. Дети сами составляют экологические задачи.
  4. На уроке литературного чтения составляем рассказы по сюжетной картинке, проводим разбор сравнительных оборотов в стихотворениях русских поэтов, на уроках внеклассного чтения читаем и анализируем произведения о природе.
  5. Уроки изобразительного искусства одни из форм познания ребёнком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вокруг себя, и то, что чувствуют. На уроках художественного труда делаем гербарий и аппликации из листьев, собранных на экскурсии, а также поделки из природного материала.

Внеклассная работа

  1. Хорошо помогают решать задачи экологического воспитания классные часы, проведённые в форме уроков-путешествий, КВНов, вопросов-ответов.
  2. Вошло в традицию, каждое занятие начинаем с рубрики «В мире интересного», где дети готовят сообщения о каком-нибудь животном или растении.

Работа с родителями
Экологическое воспитание в стенах учебного заведения недостаточно, ребёнок должен видеть бережное отношение, уважение к природе со стороны родителей. Поэтому, помимо работы непосредственно с детьми, большое внимание мною уделяется разъяснительной работе с родителями. Провожу консультации на темы: «Природа и дети», «Выходной день в лесу, на реке» и другие. На родительские собрания выношу для обсуждения темы «Как воспитывать у детей любовь, интерес и бережное отношение к природе» и другие.

Результаты работы
Поскольку интеграция это не самоцель, а определённая система в моей работе, то есть и конкретные результаты обучения:

  1. В повышении уровня знаний по предметам.
  2. В эмоциональном развитии учащихся.
  3. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.
  4. В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время. (Умение пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определённой теме).
  5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

 Вывод
Считаю, что смоделированная система межпредметных заданий может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях, практических и поведенческих умениях младших школьников, на достижении главной цели – формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Список литературы:

  1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. // Начальная школа, №1, 1989.
  2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. // Начальная школа, №2, 1988.
  3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся. – М.: Просвещение, 1990.
  4. Новолодская Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. // Начальная школа, №4, 2002.
  5. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе. // Начальная школа,№5, 2002.
  6. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М.Н. Сионовой и Э.А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2007.
  7. Интернет-ресурсы.