Во всем виноват учитель? Серьезно?
Три проблемы, в негативных последствиях которых принято обвинять учителей
В чем только ни обвиняют учителей: грубость, некомпетентность, непрофессионализм, невнимательное отношение к детям, страсть к подаркам и подношениям, нежелание учить, вымогание денег через репетиторство… список грехов нескончаем. Так ли это на самом деле, и если так – виноват ли только учитель?
Чаще всего упоминаются три проблемы, в негативных последствиях которых принято обвинять учителей.
1. Некомпетентность
Каково качество подготовки специалистов в педвузах? Мы говорим о статистике сдачи ЕГЭ, но есть ли статистика качества подготовки будущих педагогов? Анализ количества выпускников педвузов, пошедших работать в школу, и времени, сколько они там «продержались»? Зачем обучать тех, от кого заведомо не придется ждать отдачи?
Во времена оные среди нас, студентов вуза, заметно выделялись те, кто пришел после педучилища – они уже были практиками, обладали навыками общей методики обучения.
Целесообразно подготовку учителей сделать двухступенчатой. Это не только повысит качество подготовки, но и сократит попадание случайных людей в сферу образования.
2. Непрофессионализм
Конечно, есть молодые учителя, что называется «от Бога», но все не могут быть таковыми. Преемственности нет, и молодые педагоги просто опускают руки и в итоге уходят лучшие из начинающих, как раз те, кто не может работать кое-как. А наставничество исчезло, на него просто нет времени — ни у опытных педагогов школы, ни у методистов отделов образования.
Если ранее методист курировал свой предмет, сам преподавал в школе, ходил по урокам, разбирал, подсказывал, показывал, то сейчас методисты не по предмету, а по направлению: гуманитарный цикл (а это язык, литература, история…), естественнонаучный – от биологии до математики… и швец, и жнец… Все погрязли в бумагах — бесконечные планы, отчеты, рекомендации по проведению мероприятий и отчеты с фотографиями о проведении… Иногда такие абсурдные. Портфолио, аттестации, КПК и т.д. и т.п.
Для того чтобы стать профессионалом, одного диплома недостаточно, необходима его «обкатка», а это несколько лет работы при активной помощи старших коллег. Возрождение наставничества в школе с оплатой труда опытных педагогов поможет сохранить молодые кадры и сделать их учителями-практиками.
3. Отсутствие мотивации у школьников
Образование перестало быть целью, поэтому убедить в необходимости учиться 14-летнего подростка невозможно, если он решил, что этого не хочет. Четыре года до совершеннолетия необходимо чем-то заполнить, и это должен быть труд.
Министерству просвещения нужно озадачиться созданием специальной программы для тех, кто хочет работать руками – в этом нет ничего плохого, и дать возможность учителю заниматься с теми, кто настроен на умственную деятельность, развиваться и расти профессионально. Зная, что это будет востребовано.
Татьяна Мельникова, в прошлом учитель и сотрудник городского управления образованием