В восьми регионах впервые появятся передовые инженерные школы

Это будут школы на базе вузов так называемой второй волны: всего их отобрано 20.

Напомним, проект стартовал два года назад, и три десятка школ при вузах в 15 регионах уже работают. Таким образом в ближайшее время школ станет 50, а до 2030 года их количество должно вырасти до сотни.

Цель программы ПИШ — подготовка высококвалифицированных инженеров, способных обеспечить технологический суверенитет страны. Причем в тесной связке с предприятиями-работодателями. Сегодня с передовыми инженерными школами сотрудничают около 300 индустриальных партнеров, среди которых «Газпромнефть», «КАМАЗ», госкорпорации «Росатом», «Роскосмос» и «Ростех» и другие.

По данным Минобрнауки, к концу 2023 года в ПИШ училось более 6 тысяч человек, в том числе подготовку проходили талантливые школьники, которые в будущем хотят получить качественное инженерное образование. До конца 2024 года участие в программах профориентации на площадках передовых инженерных школ примут свыше 11 тысяч учеников школ. Как работают уже созданные школы? Чему у них могут поучиться те, что только создаются? И что думают студенты-инженеры? Об этом рассказали в вузах-участниках проекта.

 

Уфимский университет науки и технологий, ПИШ «Моторы будущего»

Здесь работают над созданием высокоэффективных электрических и гибридных силовых установок, агрегатов и их систем для боевой и гражданской авиации России, превышающих мировой уровень. «В 2023 году мы разработали и создали стартер-генераторы и электродвигатели, которые уже прошли комплекс испытаний и готовятся к серийной поставке, — говорит директор ПИШ «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов. — Так мы не только смогли обеспечить одного из наших партнеров — АО «УЗГА» — отечественными комплектующими, но и обеспечили снижение стоимости выпускаемой продукции».

Макар Янтураев работает в ПИШ со второго курса бакалавриата: «Тогда это еще было просто студенческое конструкторское бюро. Но узнав, как выстроено образование в Передовой инженерной школе «Моторы будущего», я сразу решил: в магистратуру — только туда, потому что это одно из немногих мест, где все теоретические знания подкрепляются практикой. За 2 года обучения я успел пройти стажировку на Кизлярском электромеханическом заводе, а потом для обмена опытом съездил в ПИШ Пермского Политеха. Связь с индустриальными партнерами была постоянной, начиная с первого дня моей работы».

Его поддерживает коллега-студент Артур Манзуров: «ПИШ — это отличная практика! Я несколько раз бывал на площадках наших партнеров, а сейчас работаю над сертификацией испытательной лаборатории электромагнитной совместимости Росавиации на соответствие требованиям ГОСТа».

 

Национальный исследовательский Томский государственный университет, ПИШ «Агробиотек»

ПИШ «Агробиотек» готовит инженеров, но не простых, а с современными знаниями о природе живого, навыками цифрового моделирования и с пониманием биотехнологий. Здесь и искусственный интеллект, и разработка питания будущего, и глубокая переработка продукции и отходов.

«Мы обязаны быстро обеспечивать страну высококвалифицированными кадрами для промышленности, поэтому одно из главных достижений 2023 года — подготовка 480 студентов, — рассказывает руководитель ПИШ «Агробиотек» Кирилл Голохваст. — Совсем скоро они смогут стать сотрудниками высокотехнологичных компаний в сфере сельского хозяйства, биологии, химии и медицины. Еще одно достижение — разработка технологии биоутилизации отходов пальмового масла совместно с нашими индустриальными партнерами — ООО «Дарвин» и малазийской компанией PetroEdge. Технология позволит утилизировать отходы с минимальным вредом для окружающей среды».

 

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина, ПИШ «Цифровое производство»

Главные темы этой школы — технологии материалов, двигателестроение, программная инженерия и другие.

«ПИШ «Цифровое производство» дала мне возможность развиваться в новых и востребованных на российском рынке областях знаний, — делится выпускник магистратуры по направлению «Системная инженерия» Иван Кузнецов. — Учеба в магистратуре объединяла университетские занятия со стажировками в высокотехнологичных компаниях. Я проходил стажировку в Научно-исследовательском центре Синара-Транспортные машины (НИЦ СТМ). Сейчас уже официально работаю в этой компании специалистом PLM-систем».

Источник