В первый класс: почему дети не хотят идти в школу?
Система российского школьного образования безнадежно устарела, поэтому именно на родителях лежит ответственность за то, какие знания останутся у ребенка в голове
Первое сентября, один из самых любимых и желаемых праздников в жизни советских семей, для современных российских родителей и детей превратился в самый большой страх жизни. На родительских форумах активно обсуждаются истории, как на второй день занятий новоиспеченные первоклашки на просьбу родителей просыпаться в школу с недоумением отвечают: «Зачем, мы же один раз туда сходили, хватит!» А дальше начинается настоящая головная боль родителей: придумать мотивацию, чтобы ребенку было интересно, и объяснить, почему от полей в тетрадке важно отступать именно четыре клетки, а не три.
Самая большая проблема современной российской школы в том, что она перестала быть интересной ребенку. Да и назвать ее современной можно очень условно. К примеру, если открыть учебник по окружающему миру для начальной школы, в главе про гаджеты изображен телевизор, допотопный компьютер, но нет планшета и смартфона, хотя многие современные дошкольники знакомятся с этими предметами чуть ли не раньше, чем с горшком. Наверное, многие видели, как дети пытаются раздвинуть пальцами и увеличить картинку в журнале или книге, искренне недоумевая, почему не получается. Старшее поколение эти сцены обычно страшно возмущают, но такова реальность, и бороться с ней уже бесполезно. Скучные серые учебники проигрывают миру digital-технологий.
Но дело даже не в техническом оснащении школ, устаревших учебниках и программах, а в самом подходе. В России школа очень академична и традиционна: упор делается на дисциплину, строгое выполнение правил, оформление, оценки и регламент. Некоторые эксперты считают российское образование одним из лучших в мире именно благодаря его академичности. Однако очевидно, что при всех плюсах нашей системе не хватает гибкости и адаптации под современные реалии.
Изменились не только технологии, изменились и сами дети. Если ключевым словом для советских школьников было слово «надо» и здесь систему мотивации придумывать необходимости нет, то современные дети, воспитанные в концепции свободной личности, рассуждают категориями «нравится и не нравится», «хочу и не хочу». Их не пугают плохие оценки, вызов в школу родителей, напротив, разговор с директором — это хороший повод снять vlog для YouTube и собрать кучу лайков.
Родители, которые имеют финансовую возможность, все чаще задумываются об альтернативных школах, семейном или заочном обучении, а среди подростков все популярнее становится экстернат. Акцент делается в первую очередь на желании и интересе самого ребенка, а не навязанных извне требованиях. Такая тенденция наметилась не сегодня: еще в 1921 году в Великобритании Александр Сазерленд Нилл создал школу «Саммерхил», основная идея которой заключается в том, что ученики сами определяют, какие уроки им посещать. Здесь не ставят оценки, а прогуливание уроков не наказывается. Надо сказать, что, несмотря на обрушившуюся критику, школа существует до сих пор, и дети успешно получают в ней образование. Это может удивить любителей дисциплины, но никто из учеников не захотел целыми днями валяться на диване или играть в компьютер, потому что победило любопытство и естественное стремление ребенка к получению новых знаний.
В России становится все больше сторонников альтернативного образования именно из-за накопившихся к школе претензий.
К примеру, одна из наиболее частых проблем, о которой говорят родители первоклассников, — большое количество учеников в классе. Когда в помещении одновременно находится 30 и более детей, учитель просто не успевает уделить всем достаточно времени. Такая ситуация приводит к тому, что учителям приходится оставлять материал для освоения дома. Дома, как правило, детям нужна дополнительная помощь родителей, потому что многие задания рассчитаны на работу со взрослыми. Родители сейчас остро ощущают, что именно на них лежит большая ответственность за образование детей, несмотря на то, что они каждый день посещают школу, ведь приходится ежедневно выступать менеджером всего образовательного процесса. Многие россияне, которые переезжают в США, с удивлением обнаруживают, что их не пускают в школу без особого повода, а на все вопросы и претензии отвечают: «Это не ваша проблема, мы разберемся сами». В Финляндии, к примеру, на уроке детям дают максимум информации, а дома они занимаются тем, что им интересно. Совместные с родителями проекты носят скорее рекомендательный характер и направлены на улучшение отношений и сближение, а не на «обязаловку».
В современной школе должны быть современные педагоги. Это возможно только тогда, когда они учатся на протяжении всей жизни. В Дании, Финляндии, Норвегии, Швеции и многих других европейских странах предусмотрено выделение значительной доли рабочего времени на повышение квалификации и профессиональное развитие учителя. Во многих европейских и азиатских странах в течение дня и в течение недели на работу с учениками тратится меньше половины всего рабочего времени, в то время как остальные часы тратятся на те виды деятельности, которые позволяют учителю профессионально расти, например на коллегиальную работу по подготовке уроков и их анализу. В Южной Корее, Японии и Сингапуре на работу с учениками вообще уходит только треть рабочего времени. В остальные же рабочие часы учителя находятся вместе в общем офисе, своеобразной учительской, которая предназначена для того, чтобы коллективно планировать занятия, делиться профессиональными идеями и совместно учиться. Подобные практики распространены и в европейских странах: в Дании, Норвегии, Бельгии, Швейцарии. В Финляндии, например, один день в неделю выделен специально для того, чтобы учителя могли совместно разрабатывать учебные программы. Даже учителя из разных школ, располагающихся в одном муниципалитете, часто работают вместе, делясь рабочими материалами. Все это, в первую очередь, помогает освоиться и «влиться» в профессию молодым педагогам. Однако такая коллегиальность на пользу и опытным учителям. В российских реалиях сложно представить, что две трети времени учителя тратят на свое саморазвитие и оттачивание профессионализма, а не на проверку тетрадей, заполнение всевозможных отчетов.
Понятно, что в одночасье российскую школу мы не поменяем. Но уже сегодня вы можете помочь своему ребенку с интересом влиться в образовательный процесс.
Во-первых, смиритесь с тем, что на протяжении 10-11 лет вы скорее всего будете менеджером образовательного процесса и ответственность на школу вам переложить не получится. К сожалению, не здесь и не сейчас. Однако на помощь вам придут технологии. Сейчас очень много лекций выложено в интернет, развиваются платформы для дистанционного обучения. Даже к ЕГЭ можно готовиться через YouTube.
Во-вторых, делайте акцент на развитие практических навыков. Понятие профессии в современном мире постепенно стирается, на первый план выходят навыки и умения, поэтому школьники в первую очередь должны уметь находить нужную им информацию, перерабатывать ее, учиться чему-то новому самостоятельно. Для первоклассника уметь пользоваться поиском Google сегодня так же важно, как умение писать и читать.
В-третьих, не торопите своих детей. Сегодня многие приходят в первый класс школы, предварительно прослушав курс китайского языка для начинающих, освоив программу ментальной арифметики и прочитав список литературы для старшеклассников. Ведь родители руководствуются принципом «после трех уже поздно». Остановитесь. Дайте возможность своему ребенку оставаться ребенком, и тогда, возможно, он не будет скучать в школе.
Автор Валерия Касамара