В новом учебном году в Программу воспитания «Киноуроки в школах России» включено 11 новых фильмов

Мы продолжаем нашу совместную работу — воспитание человека, обладающего созидательными человеческими качествами, учим наших детей сохранению всего, что ценно, бережно хранится и передается из поколения в поколение: наши традиции, историю, культуру.

Программа воспитания «Киноуроки в школах России» на 2022-2023 учебный год (разработана в соответствии с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), предназначена для реализации в общеобразовательных учреждениях в течение 2022-2023 учебного года)

Постепенно все рекомендуемые для показа киноуроки будут размещены на сайте киноуроки.рф

Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» с 2016 года реализует автономная некоммерческая организация «Центр развития интеллектуальных и творческих способностей «Интелрост».

Цель проекта – создание инновационной системы воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе нравственных ценностей. Миссия – воспитание поколений выпускников школ 2030-2040 гг. со сформированной широкой библиотекой этических качеств, высоким уровнем социальной и интеллектуальной компетентности. Предлагаемая система ориентирована на воспитание у школьников внутренних, нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека, окружающей среды, государства.

Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Фильмы, созданные в гуманистических принципах искусства специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей. Поскольку система воспитания проекта ориентируется на формирование и развитие этических качеств личности средствами различных направлений культуры и искусства, киноуроки являются основополагающими в создании эмоционального отклика, внутреннего конфликта как движущих сил к осуществлению практических действий, направленных на положительные изменения личности.

При разработке идеи был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств) в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы. Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учетом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала. Данная таблица получила положительную экспертную оценку в ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» и рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов.

Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создается методическое пособие для учителя, предлагающего способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывающего авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством.

Основой системы воспитания проекта является проведение социальных практик, реализуемых в соответствии с тематикой просмотренных киноуроков. Социальная практика – общественно полезное дело, инициированное классом после проведения киноурока, которое позволяет проявить раскрываемое в фильме качество личности на практике. Социальные практики популяризируют тему активного субъектного участия школьников в решении общественных проблем на местном, региональном, национальном уровнях; предоставляют возможности для получения опыта участия в общественных процессах в контакте с различными общественно-государственными структурами, включения в командные формы социально ориентированной деятельности. Получение такого опыта является важным условием укрепления гражданской идентичности и нравственных ценностей наряду с традиционными формами обучения и воспитания.

Международный конкурс социальных практик

Единым информационным банком социальных практик является сайт проекта, где формируется база данных о деятельности участников. Информация о лучшем опыте выполнения социальных практик публикуется в ежемесячном электронном журнале «Искусство созидать».

Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей реализации высоконравственных целей на практике. Система воспитания школьников, создаваемая в рамках проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.

Материалы проекта рекомендованы к использованию в образовательных учреждениях страны Министерством Просвещения РФ, имеют положительное экспертное заключение ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».