В каких случаях ребенок может сдать Государственный Выпускной Экзамен (ГВЭ)?

Есть определенные категории обучающихся, которые имеют право пройти государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена

Приказом Минпросвещения России № 232, Рособрнадзора № 551 от 04.04.2023 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» установлено, что государственный выпускной экзамен (далее — ГВЭ) с использованием КИМ является одной из форм проведения государственной итоговой аттестации.

Для каких категорий обучающихся доступно прохождение Государственного Выпускного Экзамена?

ГВЭ с использованием текстов, тем, заданий, билетов проводится для следующих категорий лиц:

  1. Обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
  2. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, для экстернов с ограниченными возможностями здоровья, для обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, для экстернов — детей-инвалидов и инвалидов:
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • глухие, слабослышащие и позднооглохшие;
  • слепые, слабовидящие и поздноослепшие;
  • обучающиеся с задержкой психического развития;
  • обучающиеся с тяжелыми нарушениями речи; иные обучающиеся, которым требуется создание специальных условий (с диабетом, онкологическими заболеваниями, астмой и др.)

 

В какой форме может проводиться Государственный Выпускной Экзамен?

ГВЭ по всем учебным предметам для обучающихся с ОВЗ, экстернов с ОВЗ, обучающихся — детей-инвалидов и инвалидов, экстернов — детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию проводиться в устной форме. ГИА в форме ГВЭ включает в себя четыре экзамена по учебным предметам «Русский язык» и «Математика» (далее вместе — обязательные учебные предметы), двум учебным предметам по выбору участника ГИА из числа учебных предметов: «Биология», «География», «Иностранные языки» (английский, испанский, немецкий и французский), «Информатика», «История», «Литература», «Обществознание», «Физика», «Химия» (далее вместе — учебные предметы по выбору).

Помимо выбранных учебных предметов обучающиеся с ОВЗ, экстерны с ОВЗ, обучающиеся — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды указывают в заявлении форму, в которой они будут сдавать выбранные предметы: устная и (или) письменная. При выборе письменной формы ГВЭ по русскому языку обучающемуся необходимо дополнительно указать форму проведения экзамена: сочинение/изложение с творческим заданием/диктант. Обучающийся может выбрать только ту форму проведения, которая доступна для определенной категории нозологической группы, к которой он относится. Для разных предметов обучающиеся могут выбрать разные формы проведения ГВЭ.

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, я организуют проведение экзаменов в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития. Основанием для организации экзамена на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и оригинал или надлежащим образом заверенная копия рекомендаций ПМПК.

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность) обеспечивается создание следующих условий проведения ГИА:

  • проведение ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам в устной форме по желанию;
  • беспрепятственный доступ участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений);
  • увеличение продолжительности итогового собеседования, продолжительности выполнения заданий КИМ ОГЭ по иностранным языкам, требующих предоставления участниками ОГЭ устных ответов, — на 30 минут;
  • увеличение продолжительности экзаменов по учебным предметам — на 1,5 часа;
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена.

 

Если результаты ГВЭ будут неудовлетворительными, как действовать выпускнику?

Результаты ГИА признаются удовлетворительными, а участники ГИА признаются успешно прошедшими ГИА в случае, если участник ГИА по сдаваемым учебным предметам набрал минимальное количество первичных баллов, определенное ОИВ, учредителями, загранучреждениями.

В случае если участник ГВЭ получил неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по данному учебному предмету в текущем году в резервные сроки.

В случае если участник ГИА получил на ГИА неудовлетворительные результаты не более чем по двум учебным предметам, он допускается повторно к ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году в формах, в резервные сроки соответствующего периода проведения ГИА.

В случае если участник ГИА, проходящий ГИА только по обязательным учебным предметам, получил на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов, он допускается повторно к ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году.

 

Какую помощь могут оказать ассистенты участникам ГВЭ при выполнении заданий?

Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, для лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских организациях (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК), для участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов (при предъявлении оригинала или надлежащим образом заверенной копии справки, подтверждающей инвалидность, и оригинала или надлежащим образом заверенной копии рекомендаций ПМПК) обеспечивается создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК:

  • присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им передвигаться и ориентироваться в ППЭ, занять рабочее место, прочитать задания, заполнить регистрационные поля бланков, в том числе дополнительных бланков, перенести ответы на задания КИМ в бланки, в том числе дополнительные бланки;
  • использование на ГИА необходимых для выполнения заданий технических средств;
  • оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников ГИА);
  • привлечение при необходимости ассистента-сурдопереводчика (для глухих и слабослышащих участников ГИА);
  • оформление КИМ рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; выполнение письменной экзаменационной работы рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере; обеспечение достаточным количеством специальных принадлежностей для оформления ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютером (для слепых участников ГИА);
  • копирование в увеличенном размере экзаменационных материалов в день проведения экзамена в аудитории в присутствии члена ГЭК; обеспечение аудиторий для проведения экзаменов увеличительными устройствами (лупа или иное увеличительное устройство); индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА);
  • выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

Участники ГВЭ с ОВЗ (при предъявлении копии рекомендаций ПМПК), участники ГВЭ — дети-инвалиды и инвалиды (при предъявлении справки, подтверждающей инвалидность, и копии рекомендаций ПМПК) по желанию могут выполнять письменную экзаменационную работу на компьютере. При проведении ГВЭ могут присутствовать ассистенты, оказывающие участникам ГВЭ с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей:

  • в части передвижения по ППЭ,
  • в обеспечении коммуникации в использовании технических средств, необходимых для выполнения заданий, технических средств (изделий) реабилитации и обучения;
  • в ведении записей, чтении фиксации строки/абзаца (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата);
  • при выполнении экзаменационной работы на компьютере.

В качестве ассистентов привлекаются лица, прошедшие соответствующую подготовку. Ассистентом может быть определен работник образовательной организации, социальный работник, а также в исключительных случаях — родитель (законный представитель) участника.

При использовании слепыми и слабовидящими участниками ГВЭ специально предусмотренных тетрадей, бланков ответов увеличенного размера ассистенты переносят ответы участников ГВЭ на задания экзаменационной работы, выполненные слепыми и слабовидящими участниками экзамена в специально предусмотренных тетрадях, бланках ответов увеличенного размера в стандартные бланки ответов.

При выполнении участником ГВЭ экзаменационной работы на компьютере ассистент распечатывает ответы участника ГВЭ и переносит информацию с распечатанных бланков участника в стандартные бланки ответов в присутствии члена ГЭК.

В продолжительность экзаменов по учебным предметам, устанавливаемую едиными расписаниями проведения ГВЭ, не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (настройка необходимых технических средств, используемых при проведении экзаменов, инструктаж участников ГИА, печать экзаменационных материалов, выдача участникам ГИА экзаменационных материалов, черновиков (за исключением дополнительных бланков и черновиков, выдаваемых во время проведения экзамена), заполнение ими регистрационных полей бланков, а также перенос ассистентом ответов участников ГИА).

В день проведения экзамена в ППЭ ассистентам запрещается иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, оказывать содействие участникам ГИА, в том числе передавать им средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, выносить из аудиторий и ППЭ черновики, экзаменационные материалы на бумажном и (или) электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы, черновики.

 

Особенности проведения ГВЭ для разных категорий участников с ОВЗ

При проведении ГВЭ в устной форме устные ответы участников ГВЭ записываются средствами цифровой аудиозаписи. Аудитории, выделяемые для проведения ГВЭ в устной форме, оборудуются средствами цифровой аудиозаписи. Технические специалисты или организаторы настраивают средства цифровой аудиозаписи для осуществления качественной записи устных ответов.

После подготовки участника ГВЭ приглашают к средству цифровой аудиозаписи. Участник ГВЭ по указанию организатора громко и разборчиво дает устные ответы на задания. Во время устных ответов участника ГВЭ экзаменатор-собеседник при необходимости задает вопросы, которые позволяют участнику ГВЭ уточнить и (или) дополнить устный ответ в соответствии с требованиями вопроса задания. Технический специалист или организатор предоставляет участнику ГВЭ возможность прослушать запись его устных ответов, чтобы убедиться, что она произведена без технических сбоев.

В случае если во время записи устных ответов произошел технический сбой, участнику ГВЭ по его выбору предоставляется право сдать экзамен в тот же день или сдать экзамен в резервные сроки.

Для слабослышащих участников экзамена аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования. При необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. В обязанности ассистента-сурдопереводчика входит осуществление сурдоперевода на всех этапах экзамена (при желании глухого, позднооглохшего и слабослышащего участника экзамена), в том числе при устном разъяснении процедурных особенностей его проведения, устном предъявлении организатором текста изложения для всех участников экзамена (осуществление одновременного сурдоперевода), при необходимости уточнение с помощью сурдоперевода творческого задания и др.

Для слепых и поздноослепших участников экзамена, владеющих шрифтом Брайля, ЭМ оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера. Письменная экзаменационная работа такими участниками выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере. Необходимо предусмотреть достаточное количество специальных принадлежностей для оформления ответов указанных участников, компьютер.

Для слабовидящих участников экзамена ЭМ копируются в увеличенном размере, для чего в аудиториях проведения экзаменов устанавливаются увеличительные устройства и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не менее 300 люкс при отсутствии динамической регулировки. Копирование ЭМ осуществляется в день экзамена в присутствии руководителя ППЭ и членов ГЭК.

Таким образом, для детей, у которых есть особенности психического или психофизиологического развития, создаются специальные условия прохождения выпускных экзаменов. Такие условия создаются только на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

 

 

Сафиулина Нурия Романовна, педагог-психолог, омбудсмен одной из школ города Москвы.