Татьяна Москалькова: 160 тысяч школьников сядут за парты в ДНР и 105 тысяч — в ЛНР

Как будут учиться школьники из ДНР, ЛНР и освобожденных территорий? По каким учебникам им будут преподавать историю? Знают ли они русский язык и могут ли учить украинский? Как им собрать портфели и купить школьную форму? Как помочь финским студентам, которых травят за изучение русского языка? Как вернуть учителю чувство собственного достоинства и наладить охрану школ? Почему нельзя учиться только на удаленке? — на эти вопросы отвечает Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.

Российская газета

Как учить детей из ДНР и ЛНР?

Татьяна Николаевна, наступает новый учебный год. Кроме российских школьников и студентов начать его должны десятки тысяч ребят в Донбассе и на освобожденных территориях Украины. Тысячи эвакуированных детей начнут учиться в российских школах по месту пребывания. Насколько они готовы к новым условиям и насколько готовы к ним мы?

Татьяна Москалькова: Как только в Россию начали прибывать первые эвакуированные с детьми, а это было 18 февраля, институт Уполномоченных по правам человека подключился к решению сложных вопросов, связанных с образованием. Сегодня одна из главных проблем — это отсутствие документов. Люди в экстренном порядке покидали родные места. Документы у некоторых были утеряны или уничтожены в результате обстрелов и пожаров. Многие вынуждены были бежать из-за откровенной русофобии, которую киевский режим возвел в ранг государственной политики. Они не виноваты в том, что лишены возможности предоставить нам справки и аттестаты, зачетные книжки или свидетельства о рождении и медкарты. Поэтому мы совместно с ФМС России и администрациями муниципальных образований выходим на директоров школ, руководство институтов и роно с просьбами о содействии этим людям. И большую часть детей и молодых людей почти сразу нам удалось устроить в школы, колледжи и вузы. За лето также была проделана работа в России, в Донбассе, на Луганщине, в освобожденных областях Украины. И там, где не стреляют, где контролируют безопасность мирного населения, работа школ и вузов будет проходить в штатном режиме.

Сколько будет школьников в ДНР и ЛНР и как они будут учиться?

Татьяна Москалькова: Ожидается, что День знаний охватит почти 160 тысяч школьников в ДНР и 105 тысяч ребят из ЛНР. Но в какой-то части школ из-за мер безопасности обучение пока будет дистанционным. Ребята, оказавшиеся в России, тоже начнут обучение. К примеру, в Ростовской области сядут за парты почти 3 тысячи детей Донбасса. Они уже стали здесь своими. Я знаю, что в некоторых школах Ростова-на-Дону родительские комитеты еще в марте-апреле организовывали добровольный сбор средств и закупили все необходимое для новых одноклассников.

Отдельная благодарность руководителям регионов и муниципальных образований: к новому учебному году детям купили школьную форму, подарили комплекты канцелярских принадлежностей, тетради и учебники. Решаются вопросы прохождения медкомиссий (это важно для выявления ограничений по здоровью).

Нужны ли нам языковые омбудсмены

В последние годы на Украине грубейшим образом попирались права русскоязычного населения и украинские школьники учились только на украинском языке. Как они поймут новых учителей, ведь дети, родившиеся после 2014 года, почти не знают русского?

Татьяна Москалькова: Да, эти дети и их родители пережили колоссальный стресс. Ультранационалистическая политика, проводимая на Украине в последние годы, привела к тому, что все общечеловеческие ценности были перевернуты и извращены. Я уже неоднократно высказывалась по поводу «запретов» на Украине Пушкина и Толстого и нарушений прав граждан говорить и учиться на русском языке. Но самое страшное, что в юные, несформировавшиеся умы вкачивалась дезинформация и откровенное историческое вранье. Это касалось и истории украинского народа, и истории России, СССР, Великой Отечественной войны, событий последнего двадцатилетия. Этим детям будет очень сложно перестроиться.

Но не так давно министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказывал о том, что в срочном порядке разрабатываются специальные программы и методические рекомендации для преподавания гуманитарных дисциплин на освобожденных территориях, а также в российских классах, где появились эвакуированные дети. Надеюсь, 1 сентября учителя будут опираться не только на собственное понимание ситуации, но и на эти методические пособия.

Что же касается языка, то знаете, все же русские и украинцы — один большой славянский народ, и в подавляющем большинстве украинских семей русский язык считался и считается родным, его невозможно «отменить». Особенно если мы говорим о детях Донбасса, где в каждом доме слышна русская речь. Поэтому не думаю, что языковые барьеры будут существенной преградой для получения образования. Тем не менее мы, конечно же, должны обеспечить право учащихся украинцев изучать родной язык. По всей видимости, легче всего это сейчас сделать на освобожденных от нацистов территориях, в ДНР и ЛНР, где есть соответствующие специалисты. Но думаю, что преподавание украинского языка и в некоторых российских школах вполне осуществимая задача. Будет ли он преподаваться в рамках основной программы или факультативно, решение примут в школах, а координировать этот процесс будет минпросвещения. Подход простой: украинский ничем не хуже английского или немецкого, и если есть желающие изучать его, нужно обеспечить им это право. Это, кстати, станет очень поучительным примером для тех, кто подвергает дискриминации русский язык. Украина в этом вопросе сейчас «впереди планеты всей», там даже есть как бы мой «коллега» — языковой омбудсмен, который якобы защищает «мову», а по факту уничтожает все, что связано с русским языком и русской литературой.

«…Школьники даже не знали, что существует Крымский мост, они считали, что это фейк. Они не знали, что Украина и Россия входили в состав единого государства — Советского Союза. Они просто этого не знают. Им так всё преподавали…»

Травля за любовь к России

После 24 февраля по многим европейским странам прокатилась волна русофобии по отношению к нашим студентам.

Татьяна Москалькова: Да, такие случаи, к сожалению, были. И продолжаются. Буквально на днях подверглись травле финские студенты, изучающие русский язык. Они становятся жертвами упреков и нападок за то, что хотят лучше узнать нашу культуру.

Мы, естественно, эти ситуации мониторим и, взаимодействуя с дипломатами и Россотрудничеством, пытаемся разрешить проблемы. Если напряженность не снимается, то юношам и девушкам предоставляется возможность беспрепятственно перевестись в любой российский вуз. Точно так же мы устраивали и студентов из ДНР и ЛНР.

Ко мне за помощью обратился молодой человек, который вынужденно покинул территорию Украины и переехал в Россию. Являясь студентом, он не хотел прерывать обучение. Мы направили обращение в Министерство науки и высшего образования РФ и вскоре получили ответ: молодому человеку было предложено поступить на 1 курс Пензенского государственного университета по правительственной квоте на образование иностранных граждан и лиц без гражданства.

Такие вопросы находятся на постоянном контроле у Минобрнауки. В новом учебном году выделено около 5 тысяч бюджетных мест для студентов из ДНР и ЛНР, а также для тех, кто не имеет возможности продолжить обучение за границей. Эти меры ни в коем случае не должны ущемлять интересы нашей молодежи, но мы не можем оставить в беде тех, кто стал жертвой украинского геноцида, вынужденно покинул родной дом из-за смертельной опасности или пострадал от оголтелой русофобии.

В этой связи Минпросвещения недавно выступило с важной инициативой: сдача ЕГЭ для школьников Донбасса будет добровольной в течение пяти лет. Это даст ребятам возможность полностью адаптироваться.

Учитель и удаленка

Как в России соблюдается право на образование — хватает ли школ, учебного оборудования?

Татьяна Москалькова: Россия — одна из немногих стран мира, которая на деле гарантирует право граждан на образование. В последние годы из бюджета выделяются немалые суммы на техническое оснащение школ, колледжей, техникумов и университетов. В крупных российских городах этот вопрос, в общем, решен — строятся новые школьные здания, в классах появляются электронные доски, компьютеры, проекторы. Но в малых городах и селах люди жалуются на нехватку школ, а бюджеты регионов не всегда решают вопросы их оснащения. Есть районы, где школы находятся в аварийном состоянии, в ряде отдаленных мест отсутствует доступ в интернет. Когда ко мне приходят письма с такого рода печальными историями, мы проверяем каждый случай и вместе с компетентными органами принимаем меры к исправлению ситуации.

С какими трудностями сталкиваются сейчас педагоги?

Татьяна Москалькова: Государство держится на тех, кто лечит, учит и защищает. И мне кажется, что по-прежнему главное — чтобы учитель был личностью. Примером.

Но, увы, у современных педагогов в последние годы нарос огромный ком «обязанностей», которые ставят под удар его основную миссию — учить. Куча отчетности, бумаг, планов и журналов, которые надо заполнить, сдать, утвердить. Думаю, что это не должно мешать главной обязанности учителя. Как это сделать, пусть решат специалисты. Как юрист, я готова принять участие в обсуждении этого.

Люди только-только стали оправляться от пандемии ковида. Но эта напасть, похоже, становится периодичной. Готова ли наша система образования к новой удаленке?

Татьяна Москалькова: Я считаю, что каждый ученик, студент, житель России имеет право на полноценное очное образование. Полностью заменять его дистанционным неразумно и незаконно. И думаю, никто и не собирается принимать такие решения. Но могут быть временные ограничения из-за эпидемиологической обстановки.

Гардеробщица — не охранник

Теперь о безопасности учебных заведений. Те прекрасные времена, когда главным «охранником» в школе или техникуме была завхоз или гардеробщица давно прошли…

Татьяна Москалькова: Увы, это так. Террористические атаки последних 25 лет не обошли и учебные заведения. В первые сентябрьские дни мы вспоминаем трагедию в Беслане. Как мать и бабушка, до сих пор не могу смириться с циничностью и жестокостью этого события. Светлая память погибшим ребятам, их наставникам и бойцам «Альфы», которые их спасали… И нет прощения нелюдям-террористам.

Но в последние годы мы видим еще одну страшную тенденцию. Отсутствие должного воспитания, вседозволенность, озлобленность и обиды на ближних, а также простота приобретения оружия и культ силы в кино и компьютерных играх порождают прецеденты нападения учеников на своих учителей и одноклассников. Вспомним Керчь, Казань, Ульяновск, Москву, Пермь, Серпухов.

Еще в 2018 году после ужасной трагедии в Керченском политехническом колледже я обращала внимание на необходимость повышения возраста для покупки оружия и ужесточения процедуры получения разрешительных документов на его приобретение. После проведенной с законодателями работы в 2021 году соответствующие изменения внесены в Федеральный закон «Об оружии» (возраст повышен до 21 года) и также приняты поправки, согласно которым теперь только государственные и муниципальные медучреждения могут проводить освидетельствование граждан для оформления заключений о праве владеть оружием.

Думаю, что школы и вузы должны круглосуточно охранять проверенные сотрудники лицензированных охранных учреждений. Обязательно нужны металлодетекторы и видеонаблюдение с выводом на централизованный пульт Росгвардии. А преподаватели должны быть снабжены тревожными кнопками-пультами. Во многих регионах это уже делают.

Я также обеими руками за создание в школах и колледжах штата советников по воспитанию при директорах школ. Они должны разбирать кризисные ситуации, помогать учителям «разруливать» конфликты и видеть ребят изнутри. Это будет первая психологическая помощь нашим детям. Вернее вторая. Первая должна быть в семье.

Ключевые вопросы

Какие школьные проблемы решает омбудсмен?

Татьяна Москалькова: За шесть месяцев 2022 года количество обращений по вопросам получения образования, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, уменьшилось более чем в два раза! Поступающие к нам жалобы в основном касаются вопросов приема детей в школы, безопасных условий обучения (в том числе санитарно-эпидемиологических), проведения промежуточных и итоговых аттестаций обучающихся и конфликтных ситуаций с администрацией школ или между обучающимися. Мы также помогаем разрешить вопросы открытия или закрытия школ.

Нужна ли учебному процессу идеология?

Татьяна Москалькова: На фоне тревожной ситуации в мире и серьёзной перестройки образования в нашей стране, мне кажется, настало время пересмотреть саму идеологию учебного процесса. Её главный тезис: у России собственный путь развития. Я знаю, что этой позиции придерживаются многие директора школ и ректоры вузов. А то, что годами внедрялось в наше сознание, все эти призывы интегрироваться в так называемые «мировые стандарты», как правило, не шло нам на пользу. У нас свои, прекрасные и даже не десятилетиями, а столетиями проверенные традиции обучения и воспитания.

Что дает школьникам и студентам правовая грамотность?

Татьяна Москалькова: Уже более пяти лет во всех школах мы проводим Всероссийский единый урок «Права человека». В 2021 году в нем приняли участие более 5 млн человек.

С 2017 года в 372 российских вузах реализована дисциплина «Права человека» уровня бакалавриата и специалитета. Это важно для противодействия информационно-правовой агрессии и навязыванию нам чуждых ценностей. Попытки изменить матрицу российского цивилизационного правового пространства должны терпеть неудачу.

 

Источник


 

В первый день учебного года в Мариуполь из Москвы пришло 12 тонн очень нужного школьникам груза — рюкзаки, тетрадки, карандаши, линейки, дневники. Всего не перечислить. Как сообщает пресс-служба детского омбудсмена, гуманитарный груз собран и отправлен Российским детским фондом и аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка.

Три тонны тетрадок, линеек, цветных карандашей, фломастеров, дневников, настольных игр и спортивного инвентаря передал школьникам Мариуполя Российский детский фонд. А благодаря акции «Детям — в руки» Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой юные мариупольцы получат 3680 рюкзаков и столько же комплектов школьных принадлежностей.

Волонтёры мариупольского «Эпицентра» разобрали полученный груз и собрали школьные наборы. 3 сентября мариупольские мальчишки и девчонки получили всё необходимое для учебы.

Накануне 1 сентября школы Мариуполя проверили с помощью с боевых роботов-саперов российские инженеры Международного противоминного центра разминирования Вооруженных сил РФ. Специалисты взрывотехники привезли в город святой Марии, так с греческого переводится название Мариуполя, апробированных в Сирии роботов «Скарабей», «Сфера» и другие специальные аппараты.

Столь тщательная проверка школ необходима по требованиям безопасности. В Мариуполе, несмотря на усилия военных и МЧС, еще довольно много осталось неразорвавшихся мин, снарядов и гранат. Кроме того, украинские боевики при отступлении могли сделать схроны с оружием, а вездесущая ребятня тоже могла принести в школу найденную «игрушку» — например, ручную гранату, замаскированную под банку сгущенного молока.

Вот поэтому все 15 городских школ детально обследовали саперы. После проверки роботами здание осматривали саперы-кинологи с собаками.

— Спасибо огромное нашим саперам. Теперь мы со спокойным сердцем и душой можем заняться любимым делом — учить детей. С 1 сентября у нас будет обучаться 850 школьников. Из-за сложной обстановки и восстановительных работ (в ходе боевых действий было разрушено 80 процентов здания) учебный процесс будет пока идти дистанционно. Однако самый первый урок — «Урок мира» с торжественной линейкой — проведем для первоклашек и учеников 11 классов, — рассказала директор мариупольской школы №41 Оксана Гришина.

 


 

Урок начнется с «Родины»