Стандарт для педагогов дошкольных организаций: чего ждать воспитателям?

Разработка нового документа подчеркнет значимость профессии «дошкольника»
Эксперты обсудили введение профстандарта для воспитателей

27 сентября в МИА «Россия Сегодня» состоялся видеомост Москва-Ульяновск. Участники мультимедийной встречи обсудили предстоящее введение профстандарта для воспитателей дошкольных организаций и объяснили, чем будут отличаться стандарты для учителей и для воспитателей.

Встреча началась с поздравления всех воспитателей России с первым профессиональным праздником – день воспитателя был официально учрежден Министерством образования и науки РФ в конце 2016 года. Это, по словам начальника отдела нормативно-правового регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Натальи Костюк, является свидетельством особого признания профессии и начала серьезной работы с дошкольным образованием.

«Мы находимся на начальном, переходном этапе. Последние два года шла, в основном, только доработка учительского профстандарта. Воспитательский же пока находится на стадии обсуждения» — уточнила Наталья Юрьевна.
Летом этого года проходили открытые встречи с воспитателями со всей России. В обсуждении нового документа принимали участие педагоги из почти всех субъектов РФ, они вносили свои предложения и озвучивали новые идеи. Вся эта информация будет проанализирована и учтена в разработке профстандарта для воспитателей.
На сегодняшний день педагоги дошкольных организаций не находится в каких-либо жестких рамках, которые срочно нужно менять и перекраивать, поэтому обсуждение идет в спокойном темпе – все предложения тщательно рассматриваются, профстандарт разрабатывается постепенно.
«Но несмотря на то, что в ближайшее время ждать проверок и новых требований пока рано, не стоит забывать, что уже сейчас существует требование обязательной аттестации педагогических работников – её никто отменять не собирается!» — напомнила Наталья Костюк.
На встрече присутствовали представители различных университетов и институтов, в которых готовят специалистов дошкольного образования. В этой сфере очень важна работа не только педагогов, но и психологов, ведь в дошкольном возрасте психика детей очень хрупка, поэтому нужно знать очень многое, чтобы не нарушить эту систему.
Своими мыслями на тему новых профстандартов с коллегами по обсуждению поделилась заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Факультета психологии образования МГППУ Ирина Бурлакова, чей университет имеет прямое отношение к разработке профстандартов.
Ирина Анатольевна порадовалась тому факту, что наконец воспитателей признали неотъемлемой частью большого сообщества педагогов, ведь работа воспитателя во многом сложнее, чем работа учителей и преподавателей в школах и вузах. «Эта работа требует совершенно особых методов и компетенций, а также очень глубокого понимания детской психологии. Деятельность воспитателей специфична и своеобразна – для большинства это не видно. Разработка профстандарта для педагогов дошкольных организаций подчеркнет эту значимость», — пояснила Ирина Бурлакова.
В новой системе профстандартов для педагогов подразумевается деление на категории A, B и C. Основное различие между категориями, по словам Ирины Бурлаковой, будет состоять в том, что педагоги более высокого уровня должны будут не только заниматься своей профессиональной деятельностью, но и организовывать работу других, давать полезные советы, а также разрабатывать собственные методики преподавания. Чтобы вырасти до старшего воспитателя нужно будет постоянно осваивать новые компетенции и повышать квалификацию.
Директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец напомнила, что последний стандарт для дошкольных учреждений был принят три года назад, и с тех пор произошло много событий, которые должны учесть при внесении корректив в правила работы с детьми. Например, сейчас дети с ограниченными возможностями должны иметь все шансы на обучение в обычных группах, с обычными детьми. Соответственно, воспитатель должен быть хорошо осведомлен о специальной, адаптированной программе, а также об особенностях детей с ограниченными возможностями. Также Татьяна Владимировна отметила, что у российских педагогов присутствует какое-то совершенно особое, как ни в одной другой стране мира, желание повышать квалификацию, учить что-то новое, узнавать о детях всё больше и больше.
Участница видеомоста в Ульяновске, заведующая кафедрой психологии Ульяновского государственного педагогического университета Марина Силакова рассказала, чего ждут от новых стандартов в ее регионе. В первую очередь стандарт должен показывать путь к самосовершенствованию, обеспечивать открытость, прозрачность квалификации для сотрудников и родителей – сразу будет ясно, что педагог определенной категории умеет и знает. Университету же, по словам Марины Силаковой, стандарт поможет выпускать более квалифицированных учителей.
«Быть может, с появлением новых профстандартов уйдет в прошлое поговорка, которую твердят молодым специалистам: ”Забудьте всё, чему вас учили в университете и учитесь заново”!» — надеется Марина Михайловна.
Воспитатель дошкольного отделения школы №283 города Москвы Юлия Новоселова высказала следующее мнение: чем выше уровень образования педагога, тем больше он может сделать для ребенка. В современных реалиях родители становятся всё более образованными и, соответственно, предъявляют всё большие требования к педагогам. «Самое важное для педагога стремиться, чтобы каждое «сегодня» было лучше, чем «вчера» не только в отношении детей, но и в отношении собственных знаний и умений», — уверена Юлия Галимжановна.
Начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ Наталья Матушкина отметила несколько важных пунктов, отличающих воспитательскую деятельность от учительской. Во-первых, воспитатель должен уметь хорошо поддерживать игровую деятельность: очень важно, чтобы у ребенка работало воображение, чтобы он участвовал в ролевых играх, причем пробовал себя в разных ролях. Во-вторых, Наталья Юрьевна обратила внимание на то, что в работе воспитателя огромное значение имеет постоянное взаимодействие с родителями: ведь пока ребенок не пошел в школу, дом для него – самое важное место, где он формируется, как личность. Эти особенности нужно обязательно учитывать при разработке стандартов.
Подводя итоги круглого стола, участники согласились с тем, что особое внимание Министерства образования и науки РФ к воспитателям непременно изменит отношение к этой профессии, которую часто незаслуженно ставят на ступень ниже школьных учителей.
О том, что ситуация в последние годы меняется, говорит и тот факт, что интерес к воспитательской деятельности становится всё выше, растет конкурс в специализированных колледжах и вузах, и можно надеяться, что с введением нового профстандарта в России появится много новых квалифицированных педагогов дошкольных организаций.