Спички детям не игрушка
Конспект занятия по пожарной безопасности в средней группе ДОУ
Овчинникова Надежда Александровна, Гайнетдинова Изиля Гайсовна – воспитатели МБДОУ «ЦРР — детский сад №56 «Сказка», г. Димитровград, Ульяновская область
Цели:
— формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться;
— дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня;
— закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар;
— углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», научить звонить в пожарную часть по телефону;
— закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности
Предварительная работа:
— просмотр сказки «Кошкин дом» С. М. Маршака;
— заучивание пословиц и стихотворений о пожаре;
— работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности»;
— игры с пожарной машиной.
Материалы к занятию: демонстрационные картинки: пожарный, камин, костер, свеча, газовая конфорка, дом в огне, ожог от огня, огонь; игрушка — пожарная машина; телефон; сюрпризный момент – Котенок; карточки с иллюстрациями пожароопасных ситуаций.
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, отгадав которую вы поймете, о чем сегодня мы будем говорить. Итак, слушайте внимательно.
Жарю, парю и пеку,
В доме каждом быть могу.
Людям много-много лет
Я несу тепло и свет.
Обожгу – меня не тронь.
Называюсь я …(Огонь).
— Правильно, это – огонь! Сегодня мы поговорим с вами об огне.
2. Беседа «Огонь-огонек»
— Видели ли вы когда-нибудь огонь? (свеча, костер)
— Расскажите об огне. Какой он? (показ картинки — яркий, горячий, опасный)
— А может ли огонь быть полезным? (огонь в костре — греет, освещает, помогает готовить еду; огонь в камине — греет, освещает)
— А где берут огонь? (спички, зажигалки)
3. Рассказ «Дружба человека с огнем»
А сейчас, ребята, я вам расскажу сказку о том, как Человек подружился с Огнѐм.
Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с Огнѐм: боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку:
— Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне?
— Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.
— Послушай меня, — произнѐс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться.
— И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек.
— Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещѐ ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче.
Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его доме в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замѐрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом.
— И как принести тебя в свой дом, чтобы ты не сжѐг его? – спросил Человек.
— Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придѐтся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоѐм доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней.
Человек послушался и сделал то, что велел Огонь. Он соорудил очаг из камней, поджѐг толстую ветку и принѐс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принѐс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.
4. Физминутка
Спички опасны, /Дети грозят пальчиком/
Их только тронь —
Сразу появится /Поднимают руки вверх, шевелят
Яркий огонь! пальчиками/
Сначала маленький, /Руки перед собой/
А потом большой, большой! /Руки вверх, шевелят пальчиками/
Подул ветерок /Дуют/
И огонь погас. /Опускают руки/
5. Беседа «Пожар и все, что с ним связано»
В наших квартирах, ребята, много предметов, которые могут легко загореться, поэтому все взрослые и дети должны быть очень осторожными с огнем. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди.
— Ребята, а если случилась беда — пожар, куда мы должны позвонить? (В пожарную часть)
— По какому номеру? (01)
Знает каждый гражданин,
При пожаре, при пожаре
Набирают «01»
Давайте попробуем набрать этот номер на телефоне. (набор цифр 01 на телефоне)
— Как называется машина, которая тушит пожар? (картинка — пожарная машина)
Посмотрите и скажите, чем отличается пожарная машина от других машин? (она красного цвета, с лестницей, когда едет — звучит серена)
— А как звучит серена? (У-у-у, у-у-у)
— Как называют людей, которые тушат пожар? (картинка — пожарные)
6. Дидактическая игра «Чего нельзя делать»
Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки, они перевернуты. Нужно взять картинку и объяснить, чего нельзя делать и почему.
— Молодцы, ребята, хорошо справились!
7. Сюрпризный момент
Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Котенок с забинтованной лапкой)
— Котенок, расскажи ребятам, что с тобой случилось? (Я обжег лапку, а как это произошло, ребята узнают, посмотрев мультфильм)
8. Просмотр серии «Колобок – шершавый бок» из мультфильма «Три котенка»
9. Правила пожарной безопасности в стихах
— Давайте, ребята, напомним Котенку правила пожарной безопасности.
Для забавы и игры
Спичек в руки не бери!
Не шути, дружок, с огнем
Чтобы не жалеть потом!
Сам костра не разжигай
И другим не позволяй!
Даже крошка – огонек
От пожара недалек!
Газ на кухне, пылесос,
Телевизор и утюг
Пусть включает только взрослый,
Наш надежный старший друг!
Пусть мы маленького роста,
Только рост здесь ни при чём!
Мы всегда готовы взрослым
Помогать в борьбе с огнем!
— Ребята, давайте попрощаемся с Котенком, пожелаем ему быть осторожным с огнем, не играть со спичками.
10. Итог
— Что нового вы узнали на занятии, ребята? Было ли вам трудно? Что больше всего запомнили? О чем бы хотели побольше узнать? И т.д.