Смешанный урок

Как соединить «цифру» и учителя

Российские школы в перспективе перейдут на проведение смешанных уроков, где половину учебного времени будет занимать объяснение учителя, а вторую — занятие при помощи цифровых технологий. Об этом сообщила на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) глава Министерства просвещения Ольга Васильева.

«Один из наших последних проектов — это «Цифровая школа». «Цифра» все равно в школу войдет, она уже вошла. Для того чтобы сделать качественный скачок именно в работе с детьми, у нас сейчас важная задача, которая стоит в нацпроекте, — переподготовка наших педагогов, чтобы они были готовы к новому. Наверное, мы придем к смешанному типу урока — это «цифра» и учитель», — сказала она. Об отношении к этой инициативе Министерства просвещения высказались наши эксперты.

Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
— Понятие «урок» существует почти 400 лет. Столько же существуют и основные принципы его проведения: наличие одновозрастного класса, общая для всех тема и ведущая роль учителя. При этом на протяжении всех четырех сотен лет главные инновации в педагогике были направлены на качественные изменения классно-урочной системы. Сейчас невозможно сказать, что все уроки в нашей стране проходят или могут проходить по одной общей схеме. Где-то учитель использует квесты, где-то — задачную форму обучения. Какие-то педагоги больше времени уделяют самостоятельной работе, какие-то — групповой и даже коллективной. Более того, введение федеральных государственных стандартов требует от учителя максимальной самостоятельности не только в выборе методики, но и в конструировании предметной и метапредметной дидактики. Педагог самостоятельно разрабатывает рабочую программу. Он сам решает, на каком уроке, в рамках какой предметной темы будет обучать ребят умению создавать модели и схемы, на каком — умению классифицировать. Многое зависит и от уровня конкретного класса. Не для всех детей срабатывают универсальные решения, в которых учитель что-то объясняет, а дальше происходит закрепление.

В XXI веке огромным достижением педагогики стало право ребенка на самостоятельный поиск и открытия в стенах школы, а заслугой лучших учителей — то, что они создают для ребят такие возможности. Поэтому и требования к цифровым образовательным ресурсам сегодня не могут сводиться только к возможности отработки того, что объяснил учитель. Поскольку для большинства школ это пройденный этап. Сегодня даже самый слабый Интернет позволяет войти в Сеть на уроке и найти интерактивные тесты по предметам; анимированные картинки, на которых показан принцип действия физических сил; видеолекции. Использовалось ли все это на уроках?.. Да, на протяжении последних десяти лет и достаточно активно. Позволило ли это осуществить качественный рывок в обучении?.. Позволило в тех случаях, где цифровое обучающее средство активно задействовало мышление ребенка, его воображение. Когда оно позволяло сделать объект изучения понятным, видимым и увлекательным. Сейчас такими средствами могут выступать дополненная и трансформируемая реальность, технологии 3D-проектирования, моделирования и печати, сложные способы визуализации, ситуационные комнаты.

Но при этом нельзя забывать и о правилах использования технологий — есть нормы СанПиН, ограничивающие время доступа к компьютеру на уроке в зависимости от возраста ученика. С учетом количества экранов вокруг ребенка в школе мы должны использовать только самые эффективные технологии и только тогда, когда это действительно необходимо.
 
Сергей Кочережко, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2015, директор школы Международного детского центра «Артек»:
— Будущее общего образования — это новые форматы учебных занятий, все больше отходящие от 40‑минутного монолога учителя. Очевидно, что должны усиливаться межпредметные связи, практическая составляющая занятий (чтобы дети находили ответ на вечный вопрос «И зачем мне это знание нужно?»), должна осуществляться интеграция форматов общего и дополнительного образования, необходимо выходить за пределы школьного здания в открытую образовательную среду, привлекать для проведения занятий не только учителей-предметников, но и других специалистов (ученых, мастеров производства и т.д.).

Поэтому, конечно, формат учебных занятий должен меняться. Но при этом следует учесть несколько моментов.
Во-первых, существует структура занятия, выстроенная в соответствии с дидактическими задачами, с этапами познавательной деятельности. Этап мотивирования к познанию должен быть в начале занятия, а закрепление — следовать за изучением нового материала. Во-вторых, нельзя абсолютизировать информационные технологии, заменяя ими все остальное. Практика показывает, что, к примеру, физику и химию гораздо интереснее и полезнее «трогать руками», а не изучать на мультимедийных презентациях и компьютерных моделях. Увидеть растения в местном ботаническом саду намного полезнее самой красивой презентации. Изучая искусство, нужно не только провести детей виртуальной экскурсией по известному музею, но и обязательно свозить их в местный (пусть маленький и давно не ремонтировавшийся) художественный музей. Также следует помнить, что применение информационных технологий нужно не всегда и везде, а там, где оно оправданно, уместно».
В-третьих, не следует забывать, что информационные технологии заканчиваются в момент зависания или неожиданного обновления компьютера, не говоря уже про отключение электричества. Далеко не все школы в России чисто технически готовы к тому, чтобы часть каждого занятия проводить за компьютерами. Не говоря уже о кадровом вопросе.

Таким образом, необходимо создавать условия для обновления образовательного процесса. Материально-технические, кадровые, финансовые, организационные.
 
Александр С., директор сельской школы, Нижегородская область:
— Я пока ничего об этом не слышал, и мне сложно судить о грядущем нововведении на основании вот этой короткой новости. Скажу честно, у меня, как и у всех руководителей, она вызывает больше вопросов, чем комментариев. Как будут меняться программа, учебные планы, тарификация, структура урока и оплата труда работников, кто будет поставлять нам электронный контент и на каких условиях? Какая будет нагрузка на сеть, потянем ли мы дистанционное образование? Пока у меня нет даже предположений по всем этим позициям, поэтому я подожду до официальных документов и приказов, где все будет детально разъяснено.
 
Светлана Долженкова, директор Казанской специальной школы-интерната, Ростовская область, лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016:
— На мой взгляд, нельзя утверждать, что смешанный урок — это 50/50 учитель/«цифра». Хорошие уроки никогда не были однообразными, они в большинстве своем смешанные. Такие уроки готовятся и проводятся педагогом-профессионалом, и только он может чувствовать и знать, в какой пропорции и что именно смешать. Использование цифровых технологий, конечно, значительно влияет на интерес детей, насыщенность содержания и интерактивность подачи материала на уроке. Но порой ничего лучше, чем живое общение педагога и ребенка придумать нельзя.

Наша школа, несмотря на то, что она сельская, специальная и начальная, уже давно (по современным меркам скорости обновления информации) и активно использует цифровые технологии как в административной деятельности, так и в образовательной.
Чтобы цифровизация была не просто лозунгом, нужно создать в школе определенные условия: дать возможность педагогам оперативно получать и применять соответствующие знания, а школе — помочь своевременно обновлять материальную базу для работы с цифровыми технологиями.

Источник: ug.ru