Как создается система и институт наставничества в России

Участники стратегической сессии «Наставничество в России как вызов времени» в Государственном университете просвещения обсудили предложения по профстандарту наставника. Мероприятие проводилось при поддержке Минпросвещения и собрало более 90 участников – представителей крупнейших российских предприятий, министерств и ведомств, образовательных и общественных организаций.

Директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин на открытии сессии рассказал, что цель мероприятия – разработать предложения по подготовке документов по наставничеству.

«Наставничество обсуждается уже не первый год на различных площадках. Многие компании и федеральные органы исполнительной власти серьезно преуспели в этом вопросе, создав стройную систему наставничества. В ходе стратегической сессии перед нами стоит практическая задача. Мы должны договориться о конкретных моментах, которые мы предпринимаем в подготовке документов по наставничеству с юридической и практической точки зрения», – отметил Виктор Неумывакин.

В обращении к участникам стратегической сессии он подчеркнул, что сегодня важно перейти от внутренних обсуждений к общественным, где будут собираться представители из государственного, корпоративного и общественного секторов, а именно необходимо перейти от разработок и улучшений внутренних документов, регулирующих наставничество в каждой конкретной организации, к систематизации и обобщению всего существующего опыта.

Стратегическая сессия включала общую установочную сессию и работу участников в группах по трем направлениям: «Наставник на рабочем месте», «Наставник в образовании», «Наставник в социальной сфере».

В ходе стратегической сессии были озвучены подходы к тому, как должен выглядеть институт наставничества в России. С одной стороны, требуется учитывать специфику наставничества в каждой из сфер, а с другой – определить и выделить конкретику, что именно объединяет наставников с производства, в образовании и социальной сфере.

Стратегическая сессия показала, что однозначно ответить на эти вопросы можно только через непрерывное взаимодействие и открытый диалог представителей государства, реального сектора экономики, образования и социальной сферы.

Участники обозначили ключевые вопросы, связанные с разработкой профстандарта «Наставник». Например, необходимо уделить большее внимание проблемам определения функционала и вопросам подготовки наставников, а также разделить понятия «педагог» и «наставник». Профстандарт «Наставник» должен иметь уровневую структуру и учитывать квалификацию наставника. При описании трудовых функций важно предусмотреть разработку программы наставничества.

Наставничество обсуждалось не только на рабочем месте, в образовании и социальной сфере, но и в волонтерской сфере, где оно реализуется не в рамках трудовых отношений.

Мероприятие собрало на своей площадке представителей крупнейших российских предприятий и образовательных и общественных организаций: компаний РЖД, «Русгидро», «Русагро», «Роскомос», «Северсталь», «Росатом», «Сбер», «Татнефть», VK, «Сколково», а также Национального агентства развития квалификаций, Российского Союза Молодежи и других.

Председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования Любовь Духанина напомнила, что профстандарт будет легитимизировать для организации наем сотрудника на должность наставника.

Исполняющая обязанности ректора Государственного университета просвещения Ирина Кокоева заявила, что вуз стал площадкой для диалога и объединения усилий по созданию системы наставничества будущего.

 

Источник