Школьный урок как пространство самоопределения личности
Мастер-класс в онлайн школе учителей года «Высшая лига»
Более двухсот лет до нашей эры великий древнегреческий математик Евклид выдвинул аксиому: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести ровно одну прямую, параллельную данной. Говоря простым языком, сказал, что параллельные прямые не пересекаются. Спустя тысячи лет, наш соотечественник, Николай Иванович Лобачевский, заменил эту аксиому на противоположную: через точку, не лежащую на прямой, можно провести больше одной прямой, параллельной данной. И тем самым появилась новая геометрия, геометрия Лобачевского. Поиск противоречий любимое занятие математиков.
Ян Амос Коменский в своей рукописи «Основоположения классической философии образования» сформулировал следующий постулат: «В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом». Я, математик, решил выдвинуть свое утверждение: «В школах МОЖЕТ быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы БОЛЕЕ ЧЕМ одним предметом». Именно при таких условиях можно будет создать пространство для более эффективного развития и самоопределения личности. И начать необходимо с классического школьного урока.
Прежде чем говорить про изменения, которые необходимы в образовательном процессе, надо разобраться в текущей обстановке.
- Единое образовательное пространство. На данный момент ведется большая работа по созданию единого пространства. И здесь «единое» трактую в двух позициях: единая образовательная составляющая и единство всех школ страны, и тогда все будет работать как один единый механизм.
- Фундаментальные знания. Фундаментальные знания, полученные учащимися в школьное годы, позволяют в дальнейшем им стать более высококвалифицированными специалистами. Это говорит о фундаментальности знаний, которые учителя вкладывают в детей.
- Устаревшие формы работы. К сожалению, годы идут, мир развивается, а школьный урок остается неизменным. Если, например, автомобиль или телефон за сто лет претерпели колоссальные изменения, то школьный урок остался неизменным.
И здесь возникает вопрос, почему же мы не используем блага века технологий, почему не внедряем новые методы, инструменты в образовательный процесс, почему в рамках школьного урока не реагируем на изменения в мире. Может быть, если бы школа отвечала всем вызовам современного мира, мы бы тогда смогли трансформировать образовательный процесс и повысить его эффективность, выведя на новый уровень? Для этого нам необходимо определить тренды современного образования.
Тренды современного образования
Если обобщить все вызовы окружающего мира, то можно выделить три основных тренда.
- Геймификация (игрофикация). На сегодняшний день популярный термин не только в сфере образования, но других отраслях. Но сама геймификация в школах появилась очень давно. В древние времена, когда идея создания школ только начала воплощаться, геймификация уже внедрялась в обучение – это школьные оценки. Система оценивания знаний – это яркий элемент любой игры: выполняешь задание – получаешь хорошую оценку, допустил ряд ошибок — заработал плохую. В конце каждого учебного года — level up и переход на другой «уровень». Портреты лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Но эти механики уже теряют свое влияние на мотивацию, поэтому нужно придумывать что-то новое.
- Персонализация. Персонализированный подход – это то, о чем сейчас многие говорят и пытаются внедрить. Одним из важных факторов использования персонализированного подхода в образовании является наличие соответствующих инструментов и методических рекомендаций. Чтобы это действительно работало, необходимо, чтобы в первую очередь у учителей было понимание того, как выстроить учебный процесс, чтобы вести индивидуальную работу с каждым учеником.
- Цифровизация. За последние десятилетия мы сделали большой цифровой скачок, огромное количество различных цифровых инструментов вошли в нашу жизнь, и уже трудно представить человека, в том числе ученика, без гаджета в руках. Поэтому очень важным является использование цифровых инструментов и ресурсов в образовательном процессе. Это безусловно повысит уровень восприятия информации учащимися и, соответственно, качество успеваемости.
То, как учитель будет отвечать всем вызовам окружающего мира и соответствовать трендам современного образования, в каком формате это будет реализовано, каждый педагог может решить сам, но главное, чтобы мы все следовали единой миссии.
Наша миссия – создать условия для воспитания, обучения, развития и самоопределения личности. И здесь речь идет не только о личности ученика, но и о личности учителя. Ведь педагог тоже должен по ходу образовательного процесса развиваться, совершенствовать свои навыки и педагогическое мастерство. И соответствие трендам современного образования позволит нам отойти от дискретности, когда мы движемся по конкретным точкам, и полностью наслаждаться образовательным процессом и тем самым сделать его более продуктивным.
Теперь ответим на самый главный вопрос – как в рамках образовательного процесса, школьного урока в частности, соответствовать всем современным трендам? Есть шесть определенных компонентов, которые, по моему мнению, необходимы для достижения поставленной цели. Рассмотрим каждый компонент с конкретными примерами.
- Гибкость мышления. Гибкость мышления, или когнитивная гибкость, — это умение человека адаптироваться к новым обстоятельствам, находить эффективные решения проблем в кризисных ситуациях, проявлять по отношению к новому любознательность, а не враждебность, мыслить творчески. Эти навыки не развиваются на определенных мероприятиях, их нужно развивать на всех типах занятий (урочные и внеурочные), применяя различные приемы:
- Дискуссия. Во время занятия вы создается дискуссионный момент, когда ребята могут поспорить, обосновать свою точку зрения, аргументировать ту или иную позицию – это развивает гибкость мышления.
- Навык активного слушания. В рамках этого приема вы акцентируете внимание учащихся на слушании одноклассников, вычленении основной мысли, комментированию их ответов, задавании тактичных дополнительных вопросов и т.д.
- Смена угла зрения. Рассматривайте проблемы с разных сторон, ставя себя на место других учителей, учеников, даже тех, чья позиция противоположна вашей. Это упражнение поможет развить не только гибкость мышления, но и прокачать эмпатию. Также смена угла зрения поможет вам найти интересные пути объяснения материала, рассматривая различные объекты, явления с разных точек зрения. Так родился мой методический прием «объективно-ориентированное преподавание».
- Профориентация. Компонент, который напрямую влияет на будущее ученика. Мы часто сталкивались и до сих пор сталкиваемся с тем, что большинство выпускников вузов работают далеко не по специальности. Работают или ищут работу по специальности только 47% российских граждан, сообщили в hh.ru. У остальных полученные дипломы пылятся на полках. Это говорит о недостаточной эффективности профориентационной работы в школах. Что же делать?
- Олимпиадное движение. Подготовка и участие в различных олимпиадах – это мощная профориентационная работа, т.к. подготовка к олимпиадам заставляет нас углубляться в то или иное профильное направление, что дает нам уже более четкое представление о данной отрасли. И ученику уже значительно легче понять, хочет ли он этим заниматься дальше или стоит переключиться на что-то другое. По моему мнению, самой профориентационно ориентированной олимпиадой является Национальная технологическая олимпиада (НТО). Современная олимпиада прикладного характера, в которой на сегодняшний день есть более 40 направлений. И все эти направления связанны с конкретными профессиями. Здесь робототехника, информационная безопасность, медицина, направление по искусственному интеллекту, инженерия, космические проекты и многое другое. Участие в такой олимпиаде позволит ученику вместе с наставником окунуться в реальную профессию.
- Лекторий поколений. Авторский проект, который реализуется в моем ГАОУ «Лицей Иннополис» г. Иннополис. Суть проекта в том, что каждую неделю приглашается один из родителей учащихся и рассказывает о своей профессии, деятельности или о своем хобби. Это имеет положительный эффект на лицеистов, потому что они узнают о конкретной профессии не от чужого человека, а от мамы Вовочки или папы Анечки. Такие встречи также позволяют укрепить школьный треугольник взаимодействия (учитель – ученик – родитель).
- InnoHackathon. Еще один проект, реализуемый в ГАОУ «Лицей Иннополис». Внутрилицейский хакатон, где команды лицеистов в режиме ограниченного времени должны решить реальную задачу прикладного характера от настоящей IT-компании или организации. Результатом решения задачи должен быть готовый продукт (приложение, сайт, программное обеспечение и т.д.). Такого рода мероприятия погружают учащихся в рабочую среду, где каждый из них выступает в роли конкретного специалиста. Результатом одного из таких Хакатонов стало, к примеру, создание внутрилицейской экосистемы, которая упростила бумажные работы и отчетность по различным направлениям. Это облегчило процессы взаимодействия учителей и администрации учреждения в формировании отчетов, сводных ведомостей, справок и т.д. И это разработали ученики 7-11 классов. Уже, практически, готовые программисты.
- Целостность образовательного курса. Очень важно показать ученикам целостность всего того, что происходит в школе как на уроках, так и на внеурочных занятиях и мероприятиях. И здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на связи школьной дисциплины с внешним миром и на связи уроков между собой. Для этого тоже есть готовые практики.
- Связь уроков. Речь идет как о связи различных школьных дисциплин, так и о связи уроков в рамках одного учебного предмета. Когда учащиеся понимают, что уроки связаны между собой, когда они переходят друг в друга или когда мы можем применить знания, полученные на уроке истории, на уроке биологии и т.д., это безусловно повышает мотивацию учащихся.
- Бинарные уроки. Это на сегодняшний день популярный и очень эффективный метод, чтобы показать обучающимся связь учебных дисциплин между собой. Бинарный урок – нетрадиционный урок, который ведут два или несколько педагогов-предметников. Например, объединенные уроки информатики и истории, где обсуждались элементы криптографии, как в разные временные эпохи люди кодировали и декодировали информацию, или уроки математики и физической культуры, где учащиеся в формате эстафеты быстро решали задачки на логику и вычисление. Таких примеров достаточно, чтобы утверждать, насколько это интересно и эффективно детям и педагогам. Ведь подготовка одного такого урока требует огромного количества времени и сил. Но мы же знаем, что учителя лучше всего учатся друг у друга, поэтому процесс создания и проведения бинарного урока полезен всем.
- Внеурочные мероприятия. Немаловажное значение имеет и внеурочная составляющая. Необходимо, чтобы мероприятия, концерты, конкурсы, проводимые в образовательной организации, также были связаны с урочной деятельностью. Например, большую популярность в нашем Лицее Иннополис имеет интеллектуально-развлекательная игра «КВИЗ». Примерный план проведения:
- 1 блок – графический. Команде дается 10 графических загадок, связанных одной темой.
- 2 блок – разминка. Здесь командам задаются 10 вопросов на различные темы и из разных областей.
- 3 блок – тематический. Командам так же задаются 10 вопросов формата «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?», но здесь уже все вопросы объединены одной общей темой, что является подсказкой к вопросам.
- 4 блок – музыкальный. Задается вопрос и к нему музыкальная подсказка, или же звучит музыка и задается вопрос по данной композиции.
Пример из 1 блока. Попробуйте разгадать четыре графических ребуса. Здесь загаданы литературные произведения:
- Игрофикация. Геймификация или геймизация – это использование игровых технологий и подходов в неигровых ситуациях. Другими словами, это процесс переноса элементов какой-нибудь компьютерной или видеоигры в реальный и совершенно не игровой момент.
Игра позволяет нам сделать скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым. Использование элементов игрофикации вполне разумно и, загадывая наперед, вполне эффективно в период цифрового развития, ведь современный подросток не представляет своей жизни без гаджетов. В древние времена, повторюсь, геймификация уже внедрялась в обучение – это школьные оценки. Система оценивания знаний – это яркий элемент любой игры: выполняешь задание – получаешь хорошую оценку, допустил ряд ошибок — заработал плохую. В конце каждого учебного года — переход на другой «уровень».
Любой урок можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк! На сегодняшний день на просторах Интернета существует уже огромное количество примеров и готовых практик по применению игровых технологий в образовательном процесс. Один из самых эффективных приемов – балльно-рейтинговая система. В рамках класса составляется рейтинг учащихся по определенным критериям: успеваемость, внеурочная деятельность, проектная деятельность, исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах, результативность. Благодаря такому обширному списку критериев рейтинг получается максимально объективным. Это сильный инструмент для повышения мотивации учащихся и увеличению их заинтересованности учебным предметом.
- Индивидуальный образовательный маршрут. На данный момент индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – большая редкость для системы образования, он встречается только в профильных образовательных учреждениях, где присутствует систематичность. Учителя на свое усмотрение выстраивают ИОМ ученика, основываясь на личных данных.
К большому сожалению, данная оценка не всегда бывает объективна, и зачастую что-то упускается. Поэтому необходимо внедрение умной системы диагностики и работы учителя в роли наставника. Это поможет создать не просто ИОМ, а максимально эффективный путь развития обучающегося.
На сегодняшний день в «Лицее Иннополис» собрана команда из учеников и учителей, работающих над созданием программного обеспечения, которое на основе искусственного интеллекта (ИИ) будет проводить умную диагностику обучающегося. В ходе такой диагностики будут выявляться сильные и слабые стороны ученика, выдаваться рекомендации по дальнейшему обучению. Это позволит учителю составить ИОМ для ученика. Создание индивидуального образовательного маршрута на основе данных от нейронной сети может помочь ученику стать более мотивированным и заинтересованным в процессе обучения. Ученик будет заниматься тем, что ему нравится и что у него получается лучше всего, что может привести к более высокой успеваемости, уверенности и удовлетворенности. Кроме того, ученик может почувствовать, что его потребности и интересы учитываются, что может помочь ему ощущать больший контроль над своим образованием и лучше понимать свои цели. И здесь главное — не вести подростков за собой, а помочь им увидеть собственный путь.
Опережая тренды
Если вы будете применять и внедрять в образовательные процесс вышеперечисленные элементы, вы безусловно будете в тренде. И на сегодняшний день это очень важно. Если раньше система образования была догоняющей, потом реагирующей, то сейчас самое время стать опережающей. И здесь все в наших руках. Главное, не забывать про нашу миссию – создать условия для воспитания, обучения, развития и самоопределения личности.
Применение всех этих шести компонентов образования в связке с цифровизацией, позволит вам создать пространство для самоопределения личности. И личности не только ученика, но и педагога. Дерзайте!
Арман Артурович Костанян, учитель математики ГАОУ «Лицей Иннополис» г. Иннополис Республика Татарстан, победитель конкурса на получение премии лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности 2022, призер Всероссийского конкурса «Учитель года России» – 2023.