«Сок вылили из пакета прямо в рюкзак сына»
София, 36 лет
«Наш сын — общительный, позитивный ребенок, — рассказывает София. — Он с удовольствием ходил в детский сад, причем привык к нему с самых первых дней и обзавелся друзьями. В первом классе быстро влился в новый коллектив. В девять лет ездил в лагерь вместе с другом и вернулся с кучей положительных эмоций. Поэтому мы особо не переживали, когда пришлось сменить школу из-за переезда.
Итак, сын пошел в пятый класс. Мы понимали, что могут быть трудности адаптации, потому плохое настроение сына, жалобы на отсутствие друзей, нежелание вставать утром списывали на этот процесс. Но время шло, адаптация не наступала, сын все чаще возвращался грустным, молчал, замыкался. А однажды (после новогодних каникул) пришел из школы с мокрым рюкзаком и со слезами на глазах.
Вместе со слезами вылилась история о том, что происходит в школе
Оказалось, что с самых первых дней его начали дразнить два мальчика: говорили обидные прозвища, могли смахнуть пенал с парты, кинуть бумажкой, пока учитель не видит. Периодически к ним присоединялись и другие одноклассники (остальные отворачивались и уходили или стояли и смотрели) — и тогда становилось совсем плохо.
Следующим этапом стала «игра в прятки вещей», перевешивание куртки на другой крючок. Все это сопровождалось насмешками. А потом одноклассники вылили сок из пакета прямо в рюкзак сына. Когда мы отошли от первого шока, то сначала постарались успокоить сына настолько, насколько это было возможно; сказали ему, что он ни в чем не виноват, рюкзак — вообще не проблема, купим новый, а происходящее в классе — это ненормально, называется травлей, и мы, родители, больше не допустим этого.
Мы написали учителю о том, что в классе травля и то же самое сообщили в родительский чат. В ожидании действий от школы (спасибо классному руководителю за его работу) мы старались поддержать сына дома, записали его на консультацию к психологу и предложили пойти на шахматный кружок (он давно хотел, но все не складывалось), чтобы он получил порцию нормального общения».
«Скажите ребенку, что травля — не его вина»
Мария Афонина, клинический психолог
Как заметить, что ваш ребенок стал жертвой травли? Дети не всегда говорят родителям о проблеме. Одни могут быть в шоке (как герой этой истории), другие ограждают близких от волнений, третьи считают это личным провалом и требуют решений от самих себя. Но справиться с травлей в одиночку практически невозможно.
Буллинг — это групповое явление. Когда у коллектива есть потребность сплотиться, а общая цель отсутствует, он объединяется против кого-то. Тогда и возникает травля — систематическое насилие по отношению к одному и тому же человеку (жертве) с неравенством сил между жертвой и обидчиками (агрессорами), при молчаливом одобрении группы (свидетелей). Чем раньше заметить признаки травли, тем быстрее можно изменить ситуацию и избежать негативных последствий.
На что обращать внимание?
Вот семь основных признаков, которые помогут распознать травлю.
- Изменилось настроение ребенка: грустит, подавлен, капризен, раздражен.
- Плохо спит, потерял аппетит/много ест.
- Замыкается, избегает разговоров «по душам».
- Отказывается посещать внеклассные мероприятия.
- Не зовет одноклассников на день рождения и сам не ходит на мероприятия.
- Не хочет идти в школу, ухудшилась успеваемость, «витает в облаках».
- Иногда пропадают вещи, возвращается в испачканной или разорванной одежде.
Если признаков три и более — это повод для беспокойства и прояснения ситуации. Чтобы ребенку было легче раскрыться, можно показать, что вы заметили его состояние («Я вижу, что ты приходишь из школы грустный, не хочешь ездить на экскурсии») или поделиться похожими историями из вашей жизни и вашими чувствами в тот момент. Стоит сказать ребенку, что травля — это не его вина, вы как родители на его стороне, а проблема решаема совместными усилиями (как это сделали герои истории).
Следующий шаг — это сообщение информации в школу. Важно успокоиться, избегать обвинений детей или педагогов. Чтобы не допустить противостояния и наладить конструктивный диалог, можно использовать формулировку: «В нашем классе сложная ситуация, похоже, что есть травля, давайте вместе что-то предпринимать». Так как травля — это «болезнь» группы, то и работать нужно со всем коллективом.
Точно не помогут следующие действия:
- ждать, что само пройдет и игнорировать проблему — «они так играют», «такое бывает»;
- перекладывать ответственность на жертву — «подумай, что ты делаешь не так»;
- вызывать у агрессоров жалость — «поставь себя на его место»;
- давать жертве советы в стиле «не обращай внимания», «дай сдачи».
Вместо этого необходимо:
- назвать вещи своими именами: «у нас в классе травля»;
- дать однозначную оценку происходящему: травля недопустима ни при каких обстоятельствах; все люди разные, кто-то кому-то может нравиться или не нравиться, но это не повод травить друг друга;
- обозначить травлю как проблему всего коллектива, с которой предстоит бороться сообща (вместо выяснения фактов и споров о том, кто виноват и кто первый начал);
- помочь детям сделать свой выбор. Для этого можно предложить всему классу оценить свой вклад в болезнь коллектива под названием «травля»:
1 — я никогда в этом не участвую;
2 — иногда это делаю, но потом сожалею;
3 — травил и буду продолжать (обычно редко кто из детей ставит себе 3 балла);
- сформулировать новые правила жизни в коллективе и постоянно поддерживать эти позитивные изменения.
В нашей истории классный руководитель поступил именно так, поэтому травлю удалось прекратить. Важно отметить, что сам факт решения проблемы уже целителен. Ребенок чувствует, что он не один, под защитой, а причина происходящего не в его «плохости».
Закрепить положительный результат можно так, как это сделали герои истории — пойти в новый коллектив, лучше в кружок или секцию с учетом интересов ребенка. Вероятность травли там гораздо меньше, потому что все участники уже объединены общим делом (шахматами, например), им нет необходимости дружить против кого-то. Посещение психолога поможет уточнить, есть ли негативное влияние школьной травли на психологическое состояние ребенка, и устранить его при необходимости.