Рособрнадзор: Программа по литературе по-прежнему охватывает всех значимых авторов

Федеральный институт педагогических измерений опубликовал проекты контрольно-измерительных материалов на 2024 год по всем предметам, а также кодификаторы к ним. В Рособрнадзоре объяснили, почему из ЕГЭ по литературе исчез Пушкин.

Одними из первых материалы по своему предмету изучили учителя литературы и ахнули: в кодификаторе теперь всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первой части КИМ (задания 1-5). Из обязательных к использованию при ответах текстов исчезли произведения Пушкина, Гоголя, Фонвизина и других классиков первой половины XIX века. Учителя заволновались: как же без Пушкина?

Итак, среди обязательных произведений: «Гроза» Островского, «Обломов» Гончарова, «Отцы и дети» Тургенева, «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого, «Вишнёвый сад» Чехова, «На дне» Горького, «Двенадцать» Блока, «Облако в штанах» Маяковского, «Тихий Дон» Шолохова и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Остальные авторы, вроде как есть, но остались только для второй части заданий — так называемого большого сочинения. Там и Тютчев с Фетом, и Есенин с Цветаевой, Ахматова, а ещё Куприн, Шукшин и другие.

А где же «наше все» Пушкин? А Жуковский куда пропал? Фонвизин и Грибоедов, Лермонтов, Гоголь… В кодификаторе ЕГЭ по литературе на 2024 их нет. Получается, не нужно их читать, учить, осмыслять? Именно такая интерпретация изменений ЕГЭ по литературе стала появляться в Сети.

А как на самом деле? Рособрнадзор дал подробный комментарий к материалам ЕГЭ-2024 по литературе.

В 2022-2023 году министерство просвещения обновило федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) основного и среднего общего образования. Впервые были приняты единые для всей страны Федеральные образовательные программы (ФОП), в том числе по учебному предмету «Литература».

«Все образовательные организации с 1 сентября 2023 года начнут работать по федеральным образовательным программам. Кодификатор ЕГЭ по литературе также приведен в полное соответствие с ФОП среднего общего образования, — пояснили в Рособрнадзоре. — Дело в том, что произведения указанных классиков первой трети XIX века ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах». 

«Федеральная образовательная программа построена таким образом, что в 5-9 классах акцент сделан на изучении классической литературы, написанной до середины XIX века: ребята изучают произведения Пушкина, Фонвизина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя и других писателей-классиков. В 10-11 классах по программе идет литература второй половины XIX — начала XXI веков. Это произведения Островского, Тургенева, Толстого, Салтыкова-Щедрина, а также произведения советской литературы и писателей-современников».

Именно это разделение отражено в перечнях кодификатора: там названы только авторы и произведения, впервые изучаемые на соответствующем уровне образования, то есть в 10-11 классе. А сама программа по литературе по-прежнему охватывает все значимые эпохи и всех авторов, которые внесли значительный вклад в русскую литературу. То есть кодификатор ЕГЭ четко отражает перечень произведений, которые проходят в 10 и 11 классах впервые.

«Знание литературы первой половины XIX века в полном объеме проверяется на ОГЭ после 9 класса. Кодификатор ОГЭ также построен в четком соответствии с ФГОС и ФОП основного общего образования», — уточнили в Рособрнадзоре.

Кроме того, никаких запретов использовать при ответе на ЕГЭ произведения того же Пушкина, Гоголя и Грибоедова нет. Напротив, есть указание о том, что выполняя ряд заданий, можно «привлекать» произведения, изученные в 5-9 классах. В проекте демоверсии ЕГЭ даже есть примеры двух таких заданий.

Например, задание 10: «Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в. (с указанием автора), в котором картины природы отражают внутренние переживания лирического героя. В чем схожи (или различны) выбранное произведение и приведенное стихотворение Н.А. Заболоцкого?». То есть выпускнику даже необходимо обратиться к своим знаниям и опыту и вспомнить программу основной школы.

Другой пример. В полноформатном сочинении (задание 11) предлагается одна из пяти тем на выбор. Среди них есть и такая: «Страницы истории в отечественной литературе (на примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)». Здесь есть возможность выбора, и любой может выбрать в качестве примера произведение Пушкина.

«Таким образом, более 54 процентов от максимального балла участники ЕГЭ могут получить за выполнение заданий на основе русской классической литературы первой половины XIX века, — отмечают в Рособрнадзоре. — Ценность русской классической литературы первой половины XIX века несомненна. Но не менее важно и полноценное освоение школьниками лучших произведений российской литературы других исторических эпох, позволяющих сформировать правильное понимание современного общества».

Что еще изменится? В ЕГЭ-2024 по литературе впервые в расширенном объеме представлена советская литература. В отдельные разделы выделена проза и поэзия о Великой Отечественной войне, включен роман Фадеева «Молодая гвардия».

Также впервые в ЕГЭ представлена литература народов России. Школьники из национальных республик смогут при выполнении заданий опираться на свою национальную культуру.

 

Источник


 

Изменения в ЕГЭ-2024 по литературе: теперь без Пушкина, Лермонтова и Гоголя

Изменения в ЕГЭ: каким будет экзамен в 2024 году

Как изменятся задания ОГЭ в 2024 году